Жалею, что тратил время не на живопись…

Имя Владлена Камовского хорошо известно не только горожанам - любителям камерных городских пейзажей художника. Его панорама Владивостока, подаренная в прошлом году при поддержке «В» и генерального консульства Республики Корея представителям корейской бере

3 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2121 от 3 апр. 2007
6634aecb59d67f5902ae061c96f467a8.jpg


Имя Владлена Камовского хорошо известно не только горожанам - любителям камерных городских пейзажей художника. Его панорама Владивостока, подаренная в прошлом году при поддержке «В» и генерального консульства Республики Корея представителям корейской береговой охраны за спасение российских моряков с судна «Синегорье», заняла свое место в офисе новых владельцев. Еще один подарок - портретный рисунок - уехал в Москву вместе с режиссером Иваном Дыховичным, который неожиданным образом получил портрет своего отца, сделанный случайно Владленом Александровичем много лет назад…

А художник тем временем не покладая рук пишет этюды - храмы Владивостока. И готовится к юбилейной выставке в начале апреля. Назначая встречу в мастерской, Владлен Александрович попросил: «Давайте пораньше, сегодня солнечный день. Хочу еще успеть этюд написать…».

- Владлен Александрович, это какой по счету храм? И почему храмы стали сегодня вашей темой?

- Десятый… К счастью, их стали восстанавливать во Владивостоке. Я пришел к этому, потому что, во-первых, это красиво. А во-вторых… Не могу сказать, что я глубоко верующий человек, но были в моей жизни случаи, когда гибель проходила совсем рядом. Я в то время и слов молитвы не знал - мама молилась за всю семью, но после того, как смерть чудесным образом обошла стороной, подумал: есть какая-то сила, которая бережет меня. Но лучше о красоте. Вот, например, Покровский храм. Я писал его в разное время года, в разные часы. Каждый раз решаю композиционные, цветовые задачи. Это очень интересно, тем более что я писал церкви в Новгороде, Санкт-Петербурге, Суздале. Как-то раз был интересный случай, я пытался уловить, как заходящее солнце окажется в арочном проеме храма. Подходящая точка оказалась прямо на проезжей части. Я так увлекся, что не заметил троллейбус. Водитель объехал меня, не сказав ни слова. Это было во Владимире - городе художников. Эти мои работы не выставлялись ни разу. Я хочу к 70-летию сделать большую серию «Храмы».

- Вы когда-нибудь задумывались, чем бы могли заниматься еще, кроме живописи?

- Ничем. То, что я буду художником, я понял еще в детстве. Мы приехали с Сахалина в Хабаровск. Снимали комнату, в которой жили всей семьей. На окне стоял вазон, обернутый газетой, и в нем рос цветок. Однажды я дождался, когда никого не будет дома, что было практически невозможно, и несколько часов рисовал эти листья. Потом показал своему педагогу в изостудии. И он пронес рисунок по всем классам, как образец. Мы жили в небольшом микрорайоне, где каждый друг друга знал. И меня стали узнавать на улице. Таким образом я рано прославился (смеется).

- Владлен Александрович, вас зовут певцом города. Много лет вы храните верность городскому пейзажу, начав разрабатывать эту тему в то время, когда в моде были совсем другие. Это случайно?

- Нет. Меня всегда привлекала красота. В моем творчестве действительно нет социальных сюжетов. Даже сохранившиеся работы того времени, когда я работал в школе в Облучье, посвящены все той же теме. Неброские строения, крыши, улицы - в них есть негромкая мелодия определенного места. Мы ведь редко представляем город отдельно от деятельности человека. Между тем это живой организм со своим индивидуальным характером, эстетикой, цветом, настроением. Это надо не просто видеть, но чувствовать. Много лет хожу с этюдником по городу, ловлю подходящий ракурс, освещение. Кстати, этюдник у меня тоже отметит в этом году юбилей. Я сам смастерил его как временный. Но вот уже 40 лет не расстаюсь с ним, он стал почти одушевленным предметом.

Я начал писать Владивосток очень давно, когда в городе еще сохранялись постройки начала века. Многих уголков уже не существует. Они остались только на картинах. Многие я подарил, только в музее им. Арсеньева находятся 39 работ. Я успел бы больше, но много времени уходило на работу в газете «Тихоокеанский комсомолец». В свое время редактор Владимир Наумов меня пригласил в штат в качестве фотокорреспондента, но я отказался, чем он был очень удивлен. Но фотографировал для газеты много. Как-то даже снимал чемпионат мира по хоккею в Хабаровске. Эти снимки потом обошли многие газеты. Суть репортерской работы оказалось мне близкой, но со временем победил художник. Для Приморского союза художников я сделал множество фоторепродукций работ. И за качество мне было не стыдно: просматривался холст, четко был виден каждый красочный мазок. Из этой коллекции было решено сделать альбом-каталог нашего Союза художников. Даже макет подготовили. Но в последний момент все остановилось из-за денег.

- Ваши панорамные работы, посвященные Владивостоку, называют творческим подвигом: в маленькой мастерской вы написали полотна 15 и 17 метров длиной. Как родилась идея?

- В «Артэтаже» несколько лет назад проходила персональная выставка моих работ (одна из них - «Владивосток. Июль» - позже стала центральной частью панорамы). Небольшие по размеру работы складывались в нечто общее, чем и является наш многоликий город. И как-то вдруг я решил писать одно большое полотно. Сначала делал много этюдов, потом начал писать, ставил пять планшетов рядом и работал, получился своеобразный поточный метод. Всю работу я увидел, когда ее смонтировали в зале. Начали это делать рано утром, когда солнце едва осветило зал. Мой сын сказал: «Аж дух захватывает…». И пока длилась выставка, я каждый день что-то поправлял, потому что другой возможности увидеть полотно целиком не было. Ну а теперь оно находится в другой стране…

- Владлен Александрович, перед юбилеем обычно собираешься с мыслями, что-то итожишь…

- Я жалею только об одном, что тратил время не на живопись.

Автор: Ольга Зотова