Рыночные будни уссурийской колонии

Невероятно, но факт: некоторых осужденных, срок наказания которых закончился, приходится силой выводить за забор колонии № 41 в Уссурийске. Все потому, что в отличие от какой-нибудь глухой деревни, откуда они родом, здесь есть работа.

3 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2121 от 3 апр. 2007
26157fe2a868c7c62943e823fc05e630.jpg

Невероятно, но факт: некоторых осужденных, срок наказания которых закончился, приходится силой выводить за забор колонии № 41 в Уссурийске. Все потому, что в отличие от какой-нибудь глухой деревни, откуда они родом, здесь есть работа.

Эта колония строгого режима, пожалуй, самая трудовая в Приморье. Три цеха - металлообработки, деревообработки и бумажного производства - ежемесячно выпускают продукции на три с половиной миллиона рублей. Именно здесь и больше нигде производят теплообменники для тепловозов. И еще 110 видов металлопродукции. Рыночные условия не позволяют исправительному учреждению оставаться без дела. И часть оборудования Уссурийского локомотиворемонтного завода, а также картонажной фабрики по договору перенесено за «колючку». У колонии даже есть соглашения с китайскими и корейскими предпринимателями.

~~Справка «В»
В колонии № 41 содержатся 1158 осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Самому молодому осужденному 19 лет (сел на 26 лет за убийства таксистов), самому старшему - 69. В колонии восемь инвалидов. 19 иностранцев из ближнего зарубежья, в том числе девять лиц кавказской национальности, осужденные по террористическим статьям. Один осужденный - гражданин КНР. 46 человек содержатся в штрафном изоляторе. В средней школе при колонии учатся 120 человек. Один осужденный учится дистанционно в приморском вузе.~~

- Им выгодно с нами работать, - отметил временно исполняющий обязанности начальника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю полковник внутренней службы Анатолий ЗАВАДСКИЙ. - Ведь, во-первых, это дешевая рабочая сила. А во-вторых, когда наши «работники» получают зарплату, они не пьют и смены не прогуливают.

В цехе металлообработки на 60 единицах оборудования посменно работает около ста человек.

- Работа как работа, как на заводе, - поделился токарь Александр ЛУКЬЯНЕНКО, осужденный по части 4 статьи 111. - На воле я токарем работал с 15 лет. И здесь никаких проблем с трудовой адаптацией не было. Оборудование нормальное, работать можно.

По словам начальника цеха Анатолия РЕМЕЗОВА, попадают сюда в основном без образования. И учатся прямо на месте. Но есть и такие, кто приобрел необходимые навыки в ПТУ при колонии.

Бумажный цех выпускает шесть тысяч ящиков туалетной бумаги в месяц. В одном ящике - 60 рулонов. Производство безотходное. Необходимым продуктом обеспечено все Приморье. На продукцию, произведенную в деревообрабатывающем цехе, тоже огромный спрос. Школы, детские сады, госучреждения Приморья и население Уссурийска активно разбирают стулья, кровати, трюмо, тумбы, компьютерные столы 20 видов и прочее. Выглядит эта мебель так же, как корейская, только стоит раза в три дешевле. В 2004 году колония на собственные средства приобрела автоматическую сушильную камеру. В Приморье таких всего две.

- Каждый осужденный обязан трудиться, - говорит начальник колонии № 41 Олег БУРЛОВ. - Свое производство дает свои деньги. Если будут деньги, значит, будут и помещения хорошие, и санчасть, и банно-прачечный комбинат. На собственные нужды сегодня требуется много расходов. Ведь государство обеспечивает только питанием, а к примеру, на ремонт дает средств лишь на 15 процентов от потребностей. Кроме того, у трудящегося осужденного реже появляются какие-то «нехорошие» мысли.

Исполнительность у осужденных выше, чем на обычном «вольном» заводе. Итоги подводятся каждый день, среди работников выделяют передовиков и отстающих. Но дело не в этом. За невыполненную или некачественную работу зек получает взыскание. А это уже лишение возможности досрочного освобождения и прочих привилегий. Так что работают многие осужденные на совесть. Еще и потому, что получают зарплату и трудовой стаж. Их ежемесячное жалованье - от тысячи до полутора тысяч рублей. При том, что не нужно заботиться о пропитании и квартплате. Доходит до того, что порой не родственники помогают осужденному, а осужденный посылает им деньги. А отсидит положенный срок - получает на руки трудовую книжку. Предприятия, с которыми сотрудничает колония, готовы после этого взять их к себе, как говорится, с руками и ногами, даже предоставив общежитие. Правда, многие на вольной работе не задерживаются. Но это уже другой вопрос.

- У нас как-то был товарищ, который всю жизнь просидел в тюрьме, - заметил Олег Бурлов. - А когда наконец освободился, получал пенсию больше, чем моя мать…

Автор: Вера Конюхова Александровна