Новый автомобильный налог: не торопитесь его платить

С 28 августа на территории краевой столицы введен налог на перепродажу автомобилей. Более того, как сообщает пресс-служба мэрии, “теперь юридические и физические лица, реализующие автомобили, ПРЕЖДЕ ЧЕМ совершить сделку купли-продажи, должны провести оплату налога и оформить разовое разрешение на перепродажу автомобилей в лицензионной палате”.

3 сент. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №212 от 3 сент. 1997

С 28 августа на территории краевой столицы введен налог на перепродажу автомобилей. Более того, как сообщает пресс-служба мэрии, “теперь юридические и физические лица, реализующие автомобили, ПРЕЖДЕ ЧЕМ совершить сделку купли-продажи, должны провести оплату налога и оформить разовое разрешение на перепродажу автомобилей в лицензионной палате”.

В постановлении особо отмечается, что ГАИ УВД не будет производить снятие с учета и выдачу справок-счетов на автомобили без предоставления продавцом оформленного разового разрешения.

В то время как большинство мужчин города, поговорив о работе, женщинах и ухудшившемся качестве водки, спрашивают друг друга: ”Ты не слышал, пошлины на ввоз машины не собираются понизить?”- мэр Виктор Черепков, не дожидаясь снижения пошлин, увеличил налоговый пресс на своих горожан.

Если вы решили продать свою машину, первым делом сходите в лицензионную палату на Океанском проспекте, 30 и выясните, сколько вам придется заплатить денег, прежде чем получить их с покупателя.

А вот это тайна, покрытая полумраком. Дело в том, что к постановлению мэра должны быть приложения, в которых указываются суммы платежей. Насколько удалось выяснить, сотрудники лицензионного отдела собираются “опытным путем”, поработав недельку с клиентом, найти “приемлемую для обеих сторон сумму”.

Налог будет зависеть от года выпуска автомобиля и объема его двигателя и будет исчисляться в минимальных зарплатах.

Например, за автомобиль с объемом двигателя в 1300 кубических сантиметров нужно будет заплатить почти 21 минимальную зарплату, то есть долларов 300, машина класса “Волги” потянет на 30 минимальных зарплат - это уже 400 долларов. Впрочем, повторюсь, это предварительные цифры. Сотрудники лицензионной палаты надеются найти такой размер платежей, чтобы продавец его с легкостью заплатил.

Как это задумано

Администрация Владивостока считает, что город только несет лишние расходы от своей славы автомобильной столицы Дальнего Востока и Восточной Сибири. Люди едут во Владивосток купить машину, потом уезжают на этой машине - все это увеличивает нагрузку на городские дороги, ухудшает экологию и требует больших затрат городского бюджета.

В то же время каких-то ощутимых доходов от того, что в автомобильном бизнесе вертятся большие деньги, городская казна не получает. Один из специалистов мэрии даже запальчиво заявил, что если автомобильный рынок “Зеленый угол” засеять клевером, денег в бюджет города поступит больше.

По словам другого представителя мэрии, никто не знает в точности, сколько же машин продается в городе за год. Об этом можно было бы судить по данным ГАИ о снятии и постановке на учет автомобилей. Но после того как городская администрация прекратила финансировать ряд подразделений городской автоинспекции, отношения между этими двумя властями отчасти недоверчивые. Из разговоров я так и не понял, предоставило ли ГАИ подобные данные и поверила ли ей мэрия, является ли справка-счет документом строгой отчетности или нет.

Тем не менее всем очевидно, что в автомобильном бизнесе вертятся “большие деньги”. Впрочем, один из владельцев магазина, где оформляют справку-счет, сказал, что бизнес делается не на оформлении документов, а на разнице в цене: “привез за три - продал за четыре”.

Что нам это даст?

Когда нас заставляют платить деньги, всегда хочется спросить: а за что? И вот какие возникают сомнения и возражения.

*** Деньги берутся до сделки, значит, вам придется на эту сумму увеличить цену на свою машину. Услышав о лишних деньгах, покупатель может и отказаться, и останетесь вы со своей справкой.

*** Деньги берутся не от суммы конкретной сделки, а от мнения чиновников, сколько может стоить ваша машина. А цена ее зависит не только от объема двигателя и года выпуска, но и от того, сколько времени она находится в городе, и ее технического состояния. Ваша “Королла” 89-го года может стоить 3 тысячи долларов, а может и 1,5 не стоить: в первом случае вы платите 10 процентов от ее стоимости, во втором - 20 процентов.

Осматривать вашу машину работники лицензионной палаты не будут - да и не специалисты они.

*** Когда будете подниматься к лицензионному отделу, не пугайтесь, если увидите очередь. По словам самих работников отдела, в отдельные дни они принимали до 400 человек.

Между прочим, первая попытка взимать местный налог на перепродажу автомобилей (и компьютеров) была предпринята еще в декабре 1994 года. Платить налоги должны были только юридические лица - 10 процентов от стоимости автомобиля и 5 процентов за компьютер. Тогда ряд фирм быстренько перебазировались в Артем, где такого местного налога не было.

*** Сотрудники РЭУ ГАИ сказали, что пока они продолжают снимать автомобили с учета без всяких “бумажек из мэрии”, потому как, насколько им известно, “еще ни один дурак туда не обращался”. И вообще они очень сомневаются в том, что мэрия имеет право как-то дополнять единые в стране правила по постановке и снятию автомобилей с учета. Поэтому сделан запрос в прокуратуру о правомерности подобного постановления мэрии в “части, относящейся к ГАИ”.

*** Если вы однажды продали свой автомобиль, это еще не значит, что вы теперь “торгуете автомобилями в розницу”, поэтому вызывает сомнение необходимость приобретать лицензию на подобный вид деятельности, хотя она и называется в постановлении мэрии “документ, подтверждающий оплату налога на перепродажу автомобилей”. Такой вид деятельности не лицензируется.

*** Выехать для продажи в Артем, чтобы избежать уплаты владивостокского налога, вряд ли удастся, вы не сможете снять машину с регистрации. Народ снова кинется оформлять доверенности.

Лучше заплатить 100-200 тысяч нотариусу или адвокату, чем миллионы в казну. Через пару лет машина подешевеет, а там, может, и налог отменят.

И, наконец, для сравнения: продажа недвижимости не облагается налогом, если ее стоимость меньше 5000 минимальных зарплат, это более 400 миллионов рублей,- основная масса машин, которая продается во Владивостоке, обычно стоит меньше этой суммы.

Рассматривая бюджет города, мы уже отмечали, что мэрия усиливает денежные сборы, связанные с автомобилями, вот еще и новый налог.

Не умея брать деньги с хозяев автомобильных магазинов, автостоянок и авторынков, мэрия решила переключиться на неорганизованных физических лиц.

Что мы можем ей противопоставить? Нашу непоколебимую уверенность в несправедливости нового автомобильного побора.

Насколько все это законно?

Прежде всего постановление мэра

г. Владивостока противоречит федеральному закону “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, 21-я статья которого гласит, что “налог на перепродажу автомобилей... уплачивают юридические и физические лица... по ставке, не превышающей 10 процентов суммы сделки”. Как г-н мэр собирается соотносить сумму сделки с объемом двигателя автомобиля - только ему самому известно.

Постановление мэра г. Владивостока противоречит постановлению правительства Российской Федерации “О лицензировании отдельных видов деятельности”, которое четко определяет “перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия”. Конечно, можно переименовать лицензию в “разовое разрешение”, что, увы, не прибавит этой бумажке законности.

Постановление мэра г. Владивостока противоречит постановлению правительства Российской Федерации “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации”, которое устанавливает “набор” документов, необходимых для регистрации автомобиля в органах ГАИ.

Постановление мэра г. Владивостока противоречит, наконец, и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Поэтому остается только удивляться, почему столь незаконное постановление мэра г. Владивостока до сих пор не опротестовано прокуратурой.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, "Владивосток"