Заразная болезнь левизны, или Правый руль на постсоветском пространстве
Как и следовало ожидать, недавнее заявление депутата Госдумы Александра Москальца о том, что эксплуатацию в России автомобилей с правым рулем хорошо бы приравнять к езде по встречной полосе, вызвало шквал неодобрительных откликов на дальневосточных автомо
Как и следовало ожидать, недавнее заявление депутата Госдумы Александра Москальца (одного из инициаторов рассматриваемого сейчас законопроекта об увеличении штрафов за нарушения правил дорожного движения) о том, что эксплуатацию в России автомобилей с правым рулем хорошо бы приравнять к езде по встречной полосе, вызвало шквал неодобрительных откликов на дальневосточных автомобильных Интернет-форумах.
Г-н Москалец высказался в том духе, что раз праворульные автомобили предназначены для стран с левосторонним движением, значит, ездить на них по правой стороне – все равно что постоянно двигаться по встречной полосе: «Это абсолютно одно и то же. В результате у нас по стране ездят миллионы нарушителей».
Оставим в стороне юридическую состоятельность этого высказывания депутата от «Единой России»: хорошо еще, что он не приравнивает к «встречке» использование заднего хода, когда правый руль на время становится левым, и наоборот. Интереснее другое: правый руль настолько поляризовал общество, что редкий политик не высказал своего отношения к этой (искусственной, как считают на Дальнем Востоке) проблеме.
Понятно, что симпатии или антипатии высоких чиновников вызывает не «баранка» сама по себе. Правый руль давно превратился в культурно-философское явление, символизирующее борьбу зарождающегося в России гражданского общества за свои права. Автомобильный бизнес – одна из основ приморской экономики; именно доступный и при этом современный автомобиль стал для Дальнего Востока и Сибири настоящим откровением и «отдушиной» в депрессивные 1990-е. Именно эта деталь сегодня олицетворяет вечное полулатентное противостояние между федеральным центром и регионами. Правый руль – действительно наше все: экономика, культура и чуть ли не религия. Более того, он стал не только символом, но и катализатором становления вышеупомянутого гражданского общества – вспомнить хотя бы пересмотр «дела Олега Щербинского», едва не превратившегося в нового Джордано Бруно праворульной идеи.
Назарбаев и другиеПосле очередного апогея внутрироссийской борьбы с правым рулем, пришедшегося на конец прошлого года, наступило некоторое затишье. Аналитики предполагают, что до декабрьских выборов в Госдуму федеральный центр трогать правый руль не будет. Тем не менее ситуация на постсоветском пространстве обостряется, что позволяет нам уже сегодня вести речь о выявлении «оси зла», подобной той, что сформировала американская власть. США, понятно, беспокоят страны, потенциально способные на террористические акты или иные мероприятия, направленные против «мирового сообщества». Идеологам же правого руля следует обратить особое внимание на государства, где воплощена мечта депутата Москальца и ему подобных о запрете на ввоз или даже эксплуатацию автомобилей с «неправильным» рулем.
Один из наиболее свежих примеров - Казахстан, где в конце прошлого года президент Нурсултан Назарбаев велел запретить импорт праворульных автомобилей. Эксперимент Казахстана опасен тем, что создает прецедент, на который смогут ориентироваться и российские власти; кроме того, решение Назарбаева прямо ударило по приморским бизнесменам, отправлявшим в Казахстан автомобили. Из-за существовавшего в этом государстве сравнительно льготного таможенного режима в Казахстан транзитом шли восьми-десятилетние машины - «непроходные» с точки зрения российских таможенных пошлин. В результате эти уже ввезенные в Приморье автомобили, от которых отказались казахстанские заказчики, оказались никому не нужными.
Как сообщила в середине марта пресс-служба Дальневосточного таможенного управления, в Зарубино, например, скопилось несколько сотен таких невостребованных «казахских» авто: «Юридические лица не предприняли меры по таможенному оформлению и выпуску товара. В связи с этим должностными лицами таможенного поста «Морской порт Зарубино» было возбуждено пять дел об административных правонарушениях, все 350 автомобилей изъяты в качестве предмета административного правонарушения».
Позиции противников правого руля сильны и в Кыргызстане, где еще 13 февраля вступил в силу закон, предусматривающий полный запрет не только на импорт, но и на эксплуатацию соответствующих транспортных средств, начиная с 2010 года. Впрочем, 15 марта СМИ Кыргызстана сообщили, что президент Курманбек Бакиев, вняв протестам, подписал указ, отменивший этот запрет. Но есть основания полагать, что лоббистская борьба будет продолжена. Тем более что имеются и такие экс-республики СССР, где правый руль давно запрещен, – это Туркменистан и Узбекистан, которые решили эту мнимую или действительную проблему проверенными административными методами.
Большая политикаИнтереснее другое: по времени успехи «антиправорульщиков» Кыргызстана и Казахстана совпали с прошлогодним «осенним обострением» их российских соратников, что наводит на мысль о некоем спланированном наступлении на правый руль. Более того, похоже, российско-казахстанской болезнью левизны заболела и соседняя с Приморьем (что особенно настораживает!) КНДР. В начале текущего года агентство France Presse сообщило, что северокорейский лидер Ким Чен Ир приказал конфисковать у своих сограждан все автомобили японского производства, в том числе, естественно, и праворульные. Говорят, что подоплека этого поручения может быть связана с разногласиями между КНДР и Японией по поводу ядерной программы Северной Кореи. То есть проблема правого руля проникает уже и в большую политику. Другое подтверждение этому – Афганистан, в последнее время являющийся наряду с Северной Кореей одним из основных государств-ньюсмейкеров.
Как сообщил в конце февраля портал Drom.RU со ссылкой на японскую газету «Асахи симбун», в Афганистане наблюдается настоящий бум на услуги слесарей, переставляющих рули справа налево: «После падения правительства талибов в Афганистане появилась масса сервисов, специализирующихся на переносе руля многочисленных праворульных японских автомобилей на левую сторону. Всплеск активности этих компаний был продиктован решением новой администрации о том, что в стране с правосторонним движением автомобили с правым рулем опасны». Импорт праворулек афганские власти уже прикрыли, а под угрозой запрета эксплуатации местные умельцы «задались целью переставить руль как минимум 300 000 автомобилей».
Успокаивает лишь то, что во множестве других стран, в том числе самых передовых (начиная с той же Японии и заканчивая Европой), к одновременному присутствию на дороге автомобилей с разным расположением руля относятся вполне толерантно. Так что стремительно «цивилизующейся» и «демократизирующейся» России можно равняться отнюдь не только на Туркменистан или Казахстан.
Автор: Василий Авченко Олегович