Электричество, которое мы теряем
Для подготовки электросетевого хозяйства юга Приморского края к энергоснабжению объектов саммита АТЭС требуется порядка 6,5 млрд. рублей. Об этом заявил на пресс-конференции во вторник директор «Приморских электрических сетей» (филиал ОАО «Дальневосточная
Для подготовки электросетевого хозяйства юга Приморского края к энергоснабжению объектов саммита АТЭС требуется порядка 6,5 млрд. рублей. Об этом заявил на пресс-конференции во вторник директор «Приморских электрических сетей» (филиал ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания») Михаил НИКУЛЕНКО.
~~Справка «В»
«Приморские электрические сети» - филиал ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», расположенного в Благовещенске. ДРСК вместе с двумя другими структурами – «Дальневосточной энергетической компанией» (ДЭК) и «Дальневосточной генерирующей компанией» (ДГК) - приступили к работе в 2007 году, появившись в результате реформирования энергосистем юга Дальнего Востока и разделения сфер деятельности. Если в функции головной компании (ДЭК) входят сбыт электроэнергии и корпоративное управление двумя ее «дочками» - ДГК и ДРСК, то последние отвечают соответственно за производство электричества и его транспортировку по сетям.~~
Возможное проведение саммита АТЭС на острове Русском или на материке потребует реконструкции существующих и строительства ряда новых электросетевых объектов. Напомним, что об этом на днях шла речь и на другом мероприятии - первом заседании рабочей группы по подготовке энергообъектов Приморья к саммиту АТЭС, которую возглавил председатель правления, генеральный директор ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» Виктор МЯСНИК. Однако конкретики пока нет; да и само проведение саммита-2012 во Владивостоке, несмотря на не раз озвученную волю федерального руководства, все еще не оформлено в виде официальной заявки России в международный секретариат АТЭС. Впрочем, если говорить об энергетиках, то у них хватает забот и без саммита.
В новой схеме энергетики юга Дальнего Востока (в сферу ответственности ДЭК входят Приморье, Хабаровский край, Еврейская АО, Амурская область и юг Якутии) проработали почти квартал. По словам Михаила Никуленко, он прошел «не так удовлетворительно», как бы этого хотелось. Причем проблемы, с которыми сталкиваются руководители приморского филиала ДРСК, можно разделить на общероссийские и чисто приморские. К первым относится износ основных фондов, который составляет 50-70 проц. Ко вторым - тот факт, что Региональная энергетическая комиссия Приморского края на момент проведения пресс-конференции во вторник так и не утвердила тариф на транспортировку электроэнергии. Из названных выше дальневосточных территорий Приморье - единственный субъект федерации, вынужденный вот уже несколько месяцев работать по прошлогодним тарифам. «Это не есть хорошо, мы не можем начать нормальную операционную деятельность», - заявил Михаил Никуленко.
Другая проблема, остроту которой пока снять не удается, - потери электроэнергии при ее транспортировке и связанные с этим непростые отношения между ДРСК и «смежниками» - муниципальными и частными электросетями. Потребителю, понятно, все равно, по чьим именно линиям электропередачи в его дом попадает ток; являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии, ДЭК оплачивает услуги муниципальных и частных электросетей, передающих электроэнергию непосредственно потребителям. Однако некоторые из этих транспортировщиков электричества уклоняются от подписания соответствующих договоров с энергетиками (в этом году, например, энтузиазма не проявили муниципальные электросети Владивостока и Уссурийска, ООО «Находкинская электросеть», ООО «Артемовская электросеть»).
Как считают в ДРСК, это связано с тем, что именно в муниципальных и частных сетях происходит львиная доля потерь электроэнергии, тогда как заключить договор - значит взять на себя ответственность. Согласно данным, опубликованным ДЭК в конце февраля, в среднем при транспортировке теряется 20-22 проц. электроэнергии, а порой этот показатель доходит до 80 проц. Часть потерь вызывается физическими и технологическими причинами, но более существенная доля связана с воровством электроэнергии, незаконными подключениями, отсутствием системы учета. «В наших взаимоотношениях со смежниками-транспортировщиками имеется ряд проблем, основная из которых - это потери электроэнергии. Но я считаю, что этот вопрос должен и может быть урегулирован», - считает Михаил Никуленко.
Автор: Василий Авченко Олегович