«Громкая» торговая марка вводит потребителей в заблуждение

Сегодня - Всемирный день прав потребителя. Праздник этот давно уже не кажется нам непонятным и экзотическим. Постепенно мы набираемся опыта в отстаивании своих потребительских прав, совершенствуется сама система их защиты, включая экспертизу товаров и усл

15 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2111 от 15 март 2007

Сегодня - Всемирный день прав потребителя. Праздник этот давно уже не кажется нам непонятным и экзотическим. Постепенно мы набираемся опыта в отстаивании своих потребительских прав, совершенствуется сама система их защиты, включая экспертизу товаров и услуг в спорных случаях между покупателем и продавцом.

За независимой профессиональной экспертизой в такой ситуации многие обращаются в Приморскую торгово-промышленную палату, имеющую филиалы в городах Находке, Уссурийске, Дальнегорске, Дальнереченске, Артеме, Спасске-Дальнем, поселках Славянка, Пограничном, Кавалерово. Только во Владивостоке отделом палаты, который так и называется - «Промэкспертиза», за прошлый год было проведено 497 экспертиз товаров, возвращенных покупателями, в том числе по обуви - 212, мебели - 58, сложнобытовой технике - 118, швейным и трикотажным изделиям - 76, по ювелирным изделиям и часам - 33.

Приведенные цифры показывают, что чаще всего подводит качество купленной обуви. Заместитель председателя Приморской торгово-промышленной палаты Владимир ДЕНИСОВ подтвердил:

- Претензии потребителей поступают в основном по поводу импортных товаров и особенно - обуви. Причины, на мой взгляд, в следующем. Производимая в странах АТР обувь имеет европейские торговые марки. Торговля охотно берет ее на реализацию, поскольку она дешевле фирменной и пользуется спросом. Но вот качество такой обуви далеко не всегда соответствует заявленной марке и выставленной цене.

Ситуацию усугубляет то, что по сей день более 70 процентов оборота розничной торговли приходится на малые предприятия и физических лиц, работающих на вещевых рынках, и только 30 процентов - на средние и крупные предприятия. Но что говорить о торгующих на рынках, если даже достаточно крупные магазины, став частными, начали экономить и сократили товароведов, отвечавших за качество реализуемой продукции. По логике теперь предпродажный контроль должен переместиться в оптовое звено. Но пока этого не происходит. Поставщикам нет дела до качества, их задача - закупить товар и сдать его на реализацию через систему дистрибьюции.

Кроме того, предъявление к проверке качества импортных товаров в обязательном порядке прямо не предусмотрено действующим законодательством. Поэтому при получении магазинами они, как правило, на экспертизу не направляются.

- Владимир Венгерьевич, товарная экспертиза служит поводом для того, чтобы забраковать какую-то партию?

- Безусловно. За прошлый год экспертами нашей палаты было забраковано промышленных товаров на сумму около 2640 тысяч рублей, продовольственных - на 50392 тысячи, на большие суммы выявлено как промышленных, так и продовольственных товаров, не соответствующих требованиям условий договоров, контрактов или нормативной документации.