Фрадков обещает нефть
Правительство России не меняло своего решения: конечная точка нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) будет располагаться в Приморском крае. Об этом заявил председатель правительства России Михаил Фрадков в минувший четверг во Владивостоке, о
Правительство России не меняло своего решения: конечная точка нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) будет располагаться в Приморском крае. Об этом заявил председатель правительства России Михаил Фрадков в минувший четверг во Владивостоке, отвечая на вопрос корреспондента «В».
Основания для сомнений в том, что нефтепровод не будет повернут в Китай из Сковородино и благополучно дойдет до Тихого океана, дало недавнее заявление министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, который в самом конце февраля провел серию встреч в Японии. По сообщениям ряда центральных информагентств, Виктор Христенко заявил японским журналистам, что правительство России отложило, причем на неопределенный срок, решение о продлении нефтепровода на восток - от Сковородино Амурской области до тихоокеанского побережья Приморского края.
Если по обеспечению нефтью первой очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» у министра промышленности и энергетики «нет никаких сомнений», то строительство второй очереди трубопровода может быть заморожено. По словам Христенко, препятствием к принятию решения является подтверждение запасов нефти месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока: непонятно, хватит ли нефти. Если первая очередь нефтепровода (Тайшет - Сковородино) рассчитана на 30 млн. тонн нефти в год, то вторая - на 50. Таким образом, общая мощность нефтепровода должна составить 80 млн. тонн нефти в год. Но если заполнять трубу нечем, то, естественно, и вести дорогостоящее строительство незачем.
Интересно, что вариант довести нефтепровод от Иркутской области до Амурской и затем повернуть его на юг, в сторону Китая, в свое время лоббировал еще Михаил Ходорковский. Что касается действительных причин гипотетической «заморозки» восточной ветви нефтепровода, то они могут заключаться отнюдь не только в отсутствии достаточных разведанных запасов нефти. Дело может быть связано с интересами как Китая, так и ОАО «РЖД», руководство которого постоянно твердит о том, что нефть можно успешно возить к Тихому океану по железной дороге.
Отвечая в четверг на вопрос о возможной «заморозке» строительства второй очереди нефтепровода, Михаил Фрадков фактически опроверг заявление Виктора Христенко: «Мы своего решения не меняли, работа идет, и достаточно интенсивно, на сегодняшний день проложено более 500 километров, конечная точка - Приморье - не менялась, то есть выход на Тихий океан будет обеспечен. За реализацией проекта следят не только в России, но и за рубежом, поэтому объективная информация должна быть предоставлена. Если ее не хватает, в этом есть и наше упущение. Сегодня мы заслушали информацию руководителя «Транснефти» о ходе работ, даны необходимые поручения. Нефтепровод проходит по семи регионам, возникают рабочие вопросы, они, кстати, обнажают ряд системных проблем, которые должны быть решены в рамках программы развития этой территории. Это поможет нам решать не только эти, но и другие вопросы, связанные с необходимостью решения проблем в энергетике, транспорте, газо- и нефтеснабжении, добыче полезных ископаемых».
Сопоставив заявления Виктора Христенко и Михаила Фрадкова и учтя тот факт, что первое было сделано в Японии, а второе - в России, можно предположить, что слова главы Минпромэнерго предназначались «на экспорт» - сугубо для японских партнеров. Возможно, это была дипломатическая провокация: мол, нефтепровод может и не дойти до Тихого океана, и тогда сибирская нефть пойдет прямиком в Китай, тогда как размещение терминала в Приморье предполагало сделать одним из основных потребителей «черного золота» Японию наряду с тем же Китаем и Южной Кореей. В пользу этой версии говорит и недавнее интервью президента «Транснефти» Семена Вайнштока информагентству «Росбалт», в котором он подчеркнул: «Работа идет по графику, и я полагаю, что первая очередь проекта, как и предусмотрено планом, будет завершена к концу 2008 года… На этом этапе по ВСТО будет транспортироваться 30 млн. тонн сырья, и нефтяники дали нам стопроцентную гарантию заполнения трубы. Часть объемов пойдет из Западной Сибири, часть - из уже разрабатываемых месторождений Восточной Сибири… По мере освоения восточносибирских запасов (и нефтяники настроены в этом отношении очень оптимистично) будет продолжено строительство нефтепровода к бухте Козьмино, а объемы транспортировки увеличатся еще на 50 млн. тонн».
И еще один «контрольный выстрел». Как сообщалось ранее, возле конечной точки трубопровода ОАО «Роснефть» намерено построить нефтеперерабатывающий завод. 28 февраля президент «Роснефти» Сергей Богданчиков побывал в Комсомольске-на-Амуре и в очередной раз подтвердил эти планы. Цитируем по официальному сайту «Роснефти»: «Богданчиков рассказал о планах «Роснефти» по строительству нового НПЗ в Приморском крае - в конечной точке нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Сырьевой базой для нового завода станет Ванкорское месторождение в Восточной Сибири. «Мы планируем там добычу нефти в объеме 30 млн. тонн в год, производительность завода составит 20 млн. в год», - сказал президент «Роснефти». Он выразил уверенность, что трубопровод ВСТО и экспортный терминал будут сданы в эксплуатацию в конце 2008 - начале 2009 года. «Первая очередь завода появится у нас позднее, в 2012 году. Сначала будем иметь 10 млн. тонн переработки в год, на втором этапе - 20», - заявил глава «Роснефти».
Кроме того, Сергей Богданчиков сообщил, что помощь в строительстве завода в Приморье окажут специалисты Комсомольского НПЗ компании. Генеральным директором этого завода Валерием Ежовым уже подписан приказ о создании группы консультантов для оказания помощи в строительстве нового НПЗ.
Автор: Василий Авченко Олегович