Развод и любовь на сцене и в зале

Пока театроведы ведут вялые споры о сути новой современной драматургии, Ефим ЗВЕНЯЦКИЙ ставит доброго старого Александра ВОЛОДИНА. В прошлом году это были незабываемые «Пять вечеров», премьера нынешнего сезона - «С любимыми не расставайтесь».

22 февр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2101 от 22 февр. 2007
819c812b6e9979412dfc2c6c852c3b7c.jpg

Пока театроведы ведут вялые споры о сути новой современной драматургии, Ефим ЗВЕНЯЦКИЙ ставит доброго старого Александра ВОЛОДИНА. В прошлом году это были незабываемые «Пять вечеров», премьера нынешнего сезона - «С любимыми не расставайтесь».

В 70-х годах «Любимые» стали востребованы многими театрами страны, а позже - и кинематографом. И, как правило, четко и определенно выстраивался жанр володинской пьесы – мелодрама, в центре нее трагическая любовь молодых людей Кати и Мити, причем начинается эта история с официального развода в суде, где происходят многочисленные судебные разбирательства с разводами семейных пар, естественно, разных возрастов, разных судеб…

Действие, которое сочинили на подмостках краевой драмы режиссер Ефим ЗВЕНЯЦКИЙ и художник Владимир КОЛТУНОВ, неожиданно, жестко, трагично и абсурдно одновременно. Оно бьет по нервам зрителей и никого не оставляет равнодушным.

Спектакль вынесен на авансцену перед огромным пожарным железным занавесом, таким образом действующие лица абсолютно приближены к публике, чему способствуют и находящиеся непосредственно в зрительном зале многие герои – разводящиеся пары (вот они – реальные люди из публики), судья с секретарем, юные девицы и молодые люди, развлекающиеся на вечере отдыха. А пожарный занавес становится символом железного, мертвящего лязга урбанизации, равнодушного пространства, на фоне которого так непросто сохранить, сберечь чистоту и свежесть любви. Да еще к металлическому лязгу присоединяется жесткий гром барабанов, играет на них Катя, и этот гром становится своеобразным эпилогом и прологом спектакля.

Все происходит вне времени: отсюда эклектика в прическах и костюмах (художник Андрей КЛИМОВ), в музыкальных ритмах (Игорь ВИЛКОВ). Потому, пока зрители заполняют зал, на киноэкране идут кадры культовых фильмов Марлена ХУЦИЕВА с точными приметами 60-х годов, где плеяда молодых – ЕВТУШЕНКО, ВОЗНЕСЕНСКИЙ читают стихи. А потом будут рок и твист, питерские «Митьки» и сегодняшние бомжи…

Диву даешься, как мог в советское время Александр Володин поместить свою юную героиню, сломавшуюся от любовной драмы, в сумасшедший дом. И финал спектакля в психушке достигает трагического накала. Но в то же время, если прежде практически все сцены разводов воспринимались как драмы, то сегодня большинство из них театр перевел в жанр абсурда. Во-первых, абсурдны зачастую сами причины и тем более объяснения причин разводов, а во-вторых, какое дело государственной судебной системе до личной интимной жизни своих граждан…

В спектакле превосходное распределение ролей. Раньше подобное представление назвали бы бенефисом молодежной части труппы - в «Любимых» заняты практически все юные артисты, причем многие из них играют по нескольку ролей. В то же время в крошечных эпизодах (разводящиеся пары) представлены ведущие актеры театра.

Очень хороша Евгения БОГИНСКАЯ в роли Кати, нервная, порывистая, интеллигентная, она – центр спектакля, его притяжение. Удачен дебют Натальи ОВЧИННИКОВОЙ в роли «разлучницы» Ирины, за бесшабашностью и лихостью которой читаются чистота и истинная страсть. Убедителен и дебют Анатолия СЕВРЮКА, который играет Митю, он прост и обаятелен, наверняка роль будет расти, есть у актера потенциал. Неожиданны судья – Светлана САЛАХУТДИНОВА и секретарь - Марина ВОЛКОВА: оказывается, эти государственные дамы могут быть не только строгими судьями, но и просто «житейскими тетками», которые и посплетничают, и похохочут, и погрустят по-бабьи.

О разводящихся парах можно писать в отдельности - долго и подробно о каждой, потому что за небольшими эпизодами стоят абсолютно живые люди с неповторимыми судьбами. На мой вкус, на первом месте Евгений ВЕЙГЕЛЬ, на долю его персонажа выпало буквально две реплики, но потерявший человеческий облик его красноносый бомж узнаваем, смешон и трогателен одновременно. Или бывший чекист, лишившийся руки в битве с врагами Отечества, бледный, сухопарый, пьющий Миронов – Александр СЛАВСКИЙ. Отупевший, наглый хам Шумилов – Сергей МИЛЛЕР. Темпераментный, горячий невысокий грузин в огромной кепке – Евгений ГОРЕНКО.

Можно говорить обо всех парах, настолько они современны, узнаваемы и достоверны; как и женщина, пришедшая по объявлению и неожиданно для себя поведавшая историю своей в общем-то неудавшейся жизни, которую играет Надежда АЙЗЕНБЕРГ, чудаковатая, нелепая, молодящаяся и очень милая. Хороши Яна МЯЛК и Жанна СТРЕЛКОВА, Елена САНИНА и Андрей СОЛОМОНОв. Пусть простят господа актеры, которых не назвала. Видит бог, все они без исключения внесли достойный вклад в успех спектакля.

И, наверное, не случайным оказалось замечательное совпадение премьерного показа спектакля «С любимыми не расставайтесь» с днем рождения удивительного тонкого автора, прекрасного отечественного драматурга Александра Володина. Думаю, он бы порадовался за свое детище, прочитанное театром умно, взволнованно, страстно и современно.

Автор: Искренне ваша Галина ОСТРОВСКАЯ