Автолюбители и автопрофессионалы. Новые водительские удостоверения: семь раз отмерь…
Если еще в прошлом году в руководстве российской госавтоинспекции заявляли о переходе с начала 2007 года на водительские удостоверения нового («европейского») образца, то теперь становится ясно, что с новшеством придется несколько повременить.
Если еще в прошлом году в руководстве российской госавтоинспекции заявляли о переходе с начала 2007 года на водительские удостоверения нового («европейского») образца, то теперь становится ясно, что с новшеством придется несколько повременить.
Во-первых, до конца не проработан вопрос о введении так называемых подкатегорий в добавление к существующим A, B, C, D и E. Во-вторых, для автошкол до сих пор не утверждены новая методика обучения и порядок приема экзаменов.
Напомним, что некоторое время назад из департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России поступили сведения о том, что скоро количество категорий вырастет до 12. Предполагалось, что нынешние категории А (мотоциклы), B (легковые автомобили), С (грузовики) и D (транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров) сохранятся, но появятся и новые.
Это А1 (мотоциклы с рабочим объемом двигателя до 125 куб. см и мощностью не более 11 кВт), В1 (трициклы и квадроциклы), ВЕ (автомобили категории В с прицепом разрешенной массой не более 750 кг), С1 (автомобили массой выше 3500, но не более 7500 кг), СЕ (автомобили категории С с прицепом, разрешенная масса не превышает 750 кг), С1Е (автомобили подкатегории С1 с прицепом разрешенной массой выше 750 кг, но не выше массы автомобиля без нагрузки, причем общая разрешенная максимальная масса состава не превышает 12 тонн), D1 (автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие свыше 8, но не более 16 сидячих мест, помимо водительского) и D1E (автомобили подкатегории D1 с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, при этом общая разрешенная максимальная масса состава не превышает 12 тонн).
На днях начальник ДОБДД МВД РФ Виктор Кирьянов сделал новое заявление: «В Европе в каждой категории есть подкатегории, например А1, В1, С1. Именно они и появятся в правах. Цифра «1» говорит, что в данной категории водитель - новичок». Не совсем понятно, как теперь обойдутся с квадроциклами и трициклами, но генеральная линия ясна: выпускнику автошколы сначала выдадут права с «единичкой», чтобы он основательно попрактиковался на легких мотоциклах, автомобилях или автобусах, а уже потом (ориентировочно – года через три) мог пересаживаться на более тяжелую и крупногабаритную технику.
Не исключено, что вскоре «любителей» и «профессионалов» вообще будут готовить по разным учебным программам. Ведь водитель – такая же профессия, как и все остальные, и овладеть ею в совершенстве способен далеко не всякий. «Тот, кому хочется самому ездить, семью возить, пройдет курс по одной программе, любительской, - пояснил Виктор Кирьянов. - Тот, кто собирается потом работать за рулем, - по другой программе. Соответственно, и права они получат разные, и сроки обучения у них будут разные, и часы наката. А также требования на экзаменах другие». Наконец, с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что экстернат в автошколах все-таки упразднят.
Когда все эти новшества будут внедрены в практику обучения и воплотятся в водительские удостоверения нового образца – точно никто не знает. Вместе с тем, как успокаивают в ДОБДД МВД, массового единовременного обмена прав не планируется: с нынешними удостоверениями можно будет спокойно ездить до окончания срока их действия.
Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»