Генеральный конструктор по-прежнему влюблен. В «Черную акулу»
В просторном цехе № 10 Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» бригада Евгения КРАВЧЕНКО крепила последнюю, шестую 70-килограммовую лопасть к вертолету «Ка-50» «Черная акула», который сиял свежевыкрашенными боками, готовясь к испытательному полету.
В просторном цехе № 10 Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» бригада Евгения КРАВЧЕНКО крепила последнюю, шестую 70-килограммовую лопасть к вертолету «Ка-50» «Черная акула», который сиял свежевыкрашенными боками, готовясь к испытательному полету.
Генеральный конструктор фирмы «Камов», член-корреспондент Российской Академии наук Сергей МИХЕЕВ, отец «Черной акулы» (именно за нее он получил Золотую Звезду Героя России), находился здесь же, в цехе. Сергей Викторович прилетел в Арсеньев на несколько дней, чтобы произвести совместную корректировку планов конструкторской фирмы «Камов» и авиационного завода на 2007 год.
- После первого полета «Черной акулы» прошло больше 20 лет, - говорит Сергей Викторович. - Эта «задержка» произошла не по нашей вине и не по вине «Прогресса». Все эти годы оба наши коллектива не теряли времени и продолжали работать. И это делает честь заводу, который сохранил качество и упорство в работе, и нашему конструкторскому бюро, продолжавшему трудиться в сложнейших экономических условиях.
Почти полуторамиллиардный государственный оборонный заказ, полученный «Прогрессом», предусматривает не только поставки для нужд российской армии боевого вертолета «Ка-50», но также выпуск его новой модификации - «Ка-52». Двухпилотный вертолет с усовершенствованным радиоэлектронным комплексом, безусловно, повысит боевую эффективность и могущество наших войск. Кроме того, государственный заказ даст возможность предприятию уже с февраля закупать новейшее оборудование (прежде всего, контрольно-измерительные машины, более 100 инженерных автоматизированных рабочих мест и лазерные станки), внедрять новые технологии, открывать рабочие места и неуклонно повышать заработную плату работникам.
В 2007 году «Прогресс» должен сдать три вертолета «Ка-50» и сделать первый «Ка-52» установочной партии. Закончить предварительные и начать его государственные испытания.
- «Прогресс» вместе со страной пережил тяжелейшие времена. Многие его «коллеги» просто перестали существовать, но арсеньевский завод удержался на ногах, - говорит генеральный директор ААК «Прогресс» Юрий ДЕНИСЕНКО. - Конечно, было обидно, когда после всех неимоверных усилий (имелось больше десятка подписанных договоров) почти восемь лет держать в ангаре в полуразобранном виде девять «Черных акул»! Они должны были пойти на вооружение родной армии, но у страны не нашлось средств.
И вот новое рождение легендарного боевого вертолета. Государство выделило немалые деньги, чтобы реанимировать проект и сами «замороженные» вертолеты, передав их по назначению - в армию.
Авиационная компания «Прогресс», где сегодня трудится более 3,5 тысячи человек, - знаковое предприятие для Арсеньева. Его динамичное успешное развитие - залог процветания города. Так, в прошлом году предприятие перечислило в городскую казну более 33 млн. рублей налогов. В этом году, по предварительным прогнозам, это будет уже около 50 млн. «Прогресс» простаивал с перестроечных времен до конца 2004 года. Дело удалось сдвинуть с мертвой точки, когда целенаправленно стали заниматься развитием авиастроения. Понятно, для того, чтобы предприятие преуспевало, его нужно обеспечить заказами. «Прогресс» вошел в государственную программу вооружения, принятую до 2015 года. В ее рамках предусмотрены выпуск боевых вертолетов «Ка-50», «Ка-52», «Ка-60», модернизация вертолета «Ка-27». Совет директоров одобрил амбициозные планы авиакомпании по освоению серийного производства вертолета «Ка-60» и его гражданской модификации «Ка-62».
Восемь лет предприятие выживало благодаря производству ракет большой дальности - «Москитов» для экспорта в Китай, сейчас мы работаем на собственное государство. Теперь «Москиты» идут на вооружение флота в объеме, не уступающем экспортному.
Впрочем, оборонка - не единственное направление сегодняшней деятельности «Прогресса». С 2005 года предприятие сотрудничает с КБ им. Яковлева. В 2006-м здесь начали осваивать легкомоторный самолет «Як-54». Кстати, буквально на днях завершены переговоры с Белоруссией о поставках данного самолета. Нынешней весной его серийный экземпляр должен будет подняться в небо. Этим самолетом всерьез интересуются во Франции. Сейчас разрабатывается спортивный двухкабинный «Як-152» для обучения летчиков. В стадии проработки заказ на 200 вертолетов «Ми-34С» с одновременным повышением его конкурентоспособности, четырехместного гражданского вертолета, который может использоваться в качестве санитарной или транспортной авиации.
Если говорить о перспективе - это, конечно, «Ка-60» и «Ка-62» - замечательные вертолеты, которые на собственном рынке еще никак не освоены.
Испытательный полет, в который готовится «Черная акула», - как добрый талисман на удачу. Александр ВИЗГАЛИН, авиатехник по аварийно-спасательным средствам (он на предприятии - почти четверть века), выразился на этот счет вполне определенно: «Будут заказы на новые машины - будет работа. А значит - будем жить!»
Автор: Тамара Калиберова Николаевна