Циркач Виктор Сильченко выдержал давление в две атмосферы

Виктор СИЛЬЧЕНКО родился и жил в маленьком городке, где многие даже не знали, что такое цирк. Веселый непоседливый мальчишка занимался в театральном и спортивном кружках, ну а когда настало время выбирать профессию, поехал в Минск, где и начал работать в

30 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2087 от 30 янв. 2007
a9fdb8c974255e52de62c0f984b9eda9.jpg

Виктор СИЛЬЧЕНКО родился и жил в маленьком городке, где многие даже не знали, что такое цирк. Веселый непоседливый мальчишка занимался в театральном и спортивном кружках, ну а когда настало время выбирать профессию, поехал в Минск, где и начал работать в аттракционе Марицы ЗАПАШНОЙ служащим по уходу за животными.

Прошел, как говорится, все ступеньки цирковой лестницы. Мыл клетки тигров, леопардов, кормил их. Потом был униформистом, ассистентом, поступил в цирковое училище, перепробовал немало профессий: был эквилибристом на катушках, эксцентриком на вольностоящей лестнице. Сегодня Виктор - коверный. Смешит людей. А еще - дрессирует болотных бобров. Увидеть их на арене Владивостокского цирка можно в выходные.

Клоун, гимнастка и паук

- Конечно, когда молодой был, мечтал выходить на арену в блестках и бархате, а мне режиссер говорил: «Витя, посмотри на себя в зеркало, уродом растешь!», - смеется Виктор. - Да и сам понимал, что шутка - это мое, я всегда старался рассмешить людей. Знаете, что главное в работе коверного? Своеобразие, собственное чутье, умение быть оригинальным. Я никогда не повторяюсь, конечно, есть схема номера и финал в нем всегда будет тот, который нужно, но вот что случится по дороге - каждый раз загадка даже для меня. При этом я руководствуюсь принципом Леонида ЕНГИБАРОВА: импровизация - это хорошо отрепетированный трюк. С удовольствием делюсь советами с коллегами, но объяснить, почему надо так, а не иначе, не могу. Просто знаю.

Жену Татьяну Виктор Сильченко, можно сказать, вырастил себе сам. Она пришла заниматься в цирковую студию, которой руководил Виктор. Со временем любимая ученица стала любимой женщиной, единомышленником, соратником.

Разумеется, дочку Викторию папа и мама просто не могли не приобщить к цирку. Родившаяся в опилках, Виктория уже в три года выходила на манеж в репризе с шариками, была подставной. Иногда случалось, что малышка не могла перелезть высокий барьер или шарик не лопался - и тогда Вика искренне рыдала, ведь номер не получается…

Номер «Девочка-паук» Виктор придумал для дочки сам, как раз в пик популярности «Человека-паука»: девочка работает на высоте 10 метров, без страховки. Мечтает Виктория быть, как мама - воздушной гимнасткой.

- Конечно, со своим ребенком тяжело работать, - говорит Виктор, - у нас даже есть угроза: отдам тебя в ученики другому артисту. Начнешь критиковать - ребенок может и слезу пустить, и к маме убежать жаловаться. Но самое страшное наказание для цирковых детей: не будешь работать, не выпустим на манеж!

Мы все в семье такие ненормальные. Я спускаюсь к бобрам в восемь утра, когда все еще спят, а в полночь меня все еще можно увидеть в бобрятнике: пилю, строгаю. Прихожу домой ночью - сажусь за компьютер, ищу статьи, сочиняю сценарии, а еще пишу рассказы о цирке.

Бобры! Разжимайте зубы!

Виктор Сильченко, он же клоун Шмяк, может поистине считаться почетным жителем Бобруйска. В самом лучшем смысле слова. Он нежно любит бобров. Болотных. Тех, что выступают в его аттракционе.

Впрочем, не он один, все семейство Сильченко обожает бобров. Клички новорожденным бобрятам давала Виктория, Татьяна вместе с мужем работает в номере.

Маленькие бобры в ближайшие дни начнут репетиции. Виктор и его жена будут опекать зверей, чтобы на манеже они чувствовали себя комфортно. Малыши будут исполнять самые легкие трюки, ведь для них даже подняться на лестницу, спуститься с горки и пройти по буму - целое путешествие. На репетициях бобрята устают уже после третьего повтора номера. Правда, и силы восстанавливают быстро - в вольере все время передвигаются, плавают в корыте с проточной водой, пробуют на прочность все, что попадется на зуб.

- Плавать они любят, еще как, - улыбается Виктор. - Под водой могут 100 метров проплыть, поэтому их и поймать в родной стихии очень сложно. Не держу бобров в клетках, только во время перевозки, а так - всегда даю им возможность вольготно двигаться, от этого и мышцы лучше нарастают, и они растут быстрее. Но загон для бобров всегда обиваю жестью, иначе сгрызут все, что на зуб попадется.

Они, конечно, специально не кусаются, но все бывает, - показывает Виктор шрам на пальце. - Во время репетиции что-то загрохотало, а я как раз бобра передвигал. Он со страху сомкнул зубы на пальце. Когда разомкнул, оказалось, что отхватил кусок плоти прямо до кости. Пришили, заросло… Вообще мне повезло, я потом в Интернете вычитал, что давление, создаваемое зубами бобра, - две атмосферы. Запросто кость могла сломаться… Но несчастные случаи - редкость, бобры - неагрессивные животные. Просто не нужно их пугать и хватать за загривок невежливо… А вообще я в рот им пальцы засовываю даже - не кусают.


Для того чтобы бобры были здоровы, им нужно обязательно много плавать. И никакой грязи в еде. Морковку для животных Виктор чистит, как для себя. В каждом новом цирке помещение под бобрятник полностью дезинфицируется, бобры привиты от бешенства, чумки, энтерита. Этим грызунам просто необходимо дерево - чтобы стачивать зубы, потому что растут они всю бобриную жизнь. Обеспечить бесперебойную поставку древесины - задача Виктора. Зимой зверьки грызут свежие доски, только что с пилорамы, летом - осину, березу, клен, ель. Мать-и-мачеху едят с удовольствием, трубочки камышей, которые, разумеется, Виктор собирает на болотах.

Виктор сам делает весь реквизит для номера, бывает, что какая-то идея, кажущаяся привлекательной и эффектной, на практике оказывается нежизнеспособной. Например, бобры не могут висеть на кольце, держась передними лапками, - слишком слабая хватка. А вот на задних лапках пройти могут - пусть и немного, но очень эффектно.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ