Бюджет обязательно будет скорректирован. В сторону увеличения
Фактически прошло три месяца с того момента, как началась реальная работа депутатов Законодательного собрания Приморского края четвертого созыва. Существенно обновленный корпус народных избранников приступил к деятельности без раскачки, хотя на ключевых п
Фактически прошло три месяца с того момента, как началась реальная работа депутатов Законодательного собрания Приморского края четвертого созыва. Существенно обновленный корпус народных избранников приступил к деятельности без раскачки, хотя на ключевых позициях оказалось немало новых лиц. Понятно, что какие бы то ни было выводы делать еще рано, однако то, что уже определились первые уроки и нарабатывается первый опыт, - несомненно. Насколько они будут усвоены и осмыслены - от этого напрямую зависит продуктивная работа нынешнего созыва в течение предстоящих пяти лет.
Об этом корреспондент «В» побеседовал с руководителем ключевой структуры ЗС края, председателем комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галустом АХОЯНОМ.
- Действительно, в структуре Законодательного собрания наш комитет занимает ключевую позицию. Потому что на нас завязана не только повседневная работа всего депутатского корпуса без исключения, но и реализация разнообразных программ на конкретных территориях, жизнедеятельность многочисленных муниципальных образований. Отсюда вытекает необходимость тщательно готовить каждый вопрос, ответственность принимаемых нами решений.
Понятно, что преимущественно это так называемая кабинетная работа с документами, их внимательный анализ. И конечно, она не так видна, публична и, скажем, выигрышна, как, к примеру, отстаивание интересов пенсионеров, или селян, или школьников и т. д. Но согласитесь, что ни программа поддержки сельской интеллигенции (врачей и учителей), ни столь непросто продвигаемое финансирование горячего школьного питания, ни другие не менее важные проекты - ничто это, в принципе, невозможно реализовать без тщательного и продуманного бюджетирования, без твердого понимания реального соотношения наших доходов и расходов. Это ведь, как в любой семье: планируя свои траты - оплату жилья и коммуналки, питание, обновление гардероба, образование, отпуск и т. д. , вы исходите исключительно из совокупного заработка членов семьи. Точно так же, по большому счету, и на уровне всего края. Конечно, хотелось бы решить все проблемы и сразу; убежден, однако, что в первую очередь мы должны быть реалистами и честно говорить людям, что мы сможем сделать к определенному сроку, а что находится пока, к сожалению, выше наших возможностей.
- По понятным причинам главный ежегодный краевой закон - бюджет принимался в условиях острого дефицита времени. Насколько вы им удовлетворены?
- Сложный вопрос. Не говоря уже о том, что, на мой взгляд, удовлетворенность - тупиковый путь. Думаю, куда полезнее всегда искать то, что не выполнено, что можно сделать лучше.
Действительно, на обсуждение ключевого финансового документа края у нас был фактически всего месяц. Все это время мы очень плотно работали с Александром Ивановичем Костенко, первым вице-губернатором, отвечающим за бюджетный процесс в Приморье. Необходимость своевременного принятия закона о бюджете была обусловлена еще и тем, что от него напрямую зависят бюджеты муниципальных образований и поселений. Поэтому у нового депутатского корпуса на раскачку не было ни минуты, нужно было срочно включаться в серьезную и ответственную работу.
Что не устраивает? В первую очередь конечно же маленький прирост бюджета. С учетом инфляционных процессов он практически остался тем же, что и в минувшем году; а ведь бюджет на 2007 год принят с известным (пусть и небольшим) дефицитом. Очень хотелось бы, чтобы у нас был бюджет развития; сегодня же, по большому счету, мы имеем дело с бюджетом выживания. Особенно заметно это на фоне федерального бюджета, который в отличие от ситуации в субъектах федерации (в частности, у нас, в Приморье) каждый год существенно возрастает.
На мой взгляд, это связано с не вполне продуманной системой распределения налогов. Ведь главные из них - собираемые в крае НДС и налог на прибыль - целиком и полностью уходят в центр. Называть при этом Приморье дотационной территорией, мне кажется, не вполне корректно. Получается, что федеральный центр едва ли не все забирает из регионов, а затем перераспределяет в виде трансфертов, мотивируя это необходимостью жесткого контроля. Между тем именно в таком контроле куда больше нуждается иной уровень - муниципальный. Согласно действующему закону муниципалитеты сегодня практически полностью самостоятельны. И это, наверное, было бы хорошо, если бы было сопряжено с персональной ответственностью. А здесь в законодательстве фактически очередной пробел.
…Поэтому полного удовлетворения принятым бюджетом нет и быть не может. Впрочем, документ этот - не догма, и мы в самом ближайшем будущем обязательно будем его корректировать. Полагаю, что это произойдет не позже, чем в конце первого или самом начале второго квартала, когда федеральный бюджет уточнит объемы трансфертов. Убежден, что параллельно с краевым бюджетом будет вестись и существенная корректировка бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (вы знаете, какая непростая здесь складывается обстановка), и здесь тоже твердо рассчитываем на поддержку федерального центра.
Одновременно идет активная работа над краевым законом о наказах избирателей. Такой закон был принят прежним составом депутатов, однако вместе с истечением срока их полномочий кончилось и его действие. Документ этот, между тем, базовый, именно на его основе могут быть реализованы многие программы. И мы стараемся не терять времени: так, уже сейчас на фундаменте разрабатываемого закона мы вместе с комитетом по экономической политике разрабатываем детальную программу по ремонту придомовых территорий и муниципальных дорог; то есть стараемся не упускать из вида те проблемы, которые составляют весьма существенную часть наказов избирателей.
- К слову, об избирателях. До октября 2006-го вы были депутатом городской думы Владивостока. Не остались ли теперь ваши избиратели по тому, городскому округу, «бесхозными»?
- Что вы, ни в коем случае! Все, что было обещано и реально запланировано сделать, неукоснительно выполняется. Более того, превратившись - если так можно выразиться - из городского в краевой, мой округ увеличился приблизительно в восемь раз. Я бы, правда, не стал утверждать, что во столько же раз выросла и ответственность перед избирателями. Она ведь - ответственность - или есть, или ее нет. Признаться, я всегда старался отвечать за свои слова и поступки, никогда не обещать людям того, что не мог сделать; но если вижу реальную проблему и понимаю, что ее решение в моих силах, то обязательно буду идти до конца. Полагаю, что многие из тех, кто поверил мне еще на городских выборах почти четыре года назад, могут подтвердить эти слова.
И потом, знаете, мне кажется, не совсем корректно проводить вот такое деление: «мои избиратели», «не мои избиратели»… Вот уже год, как я плотно занимаюсь проблемами детского дома № 4, что в районе бухты Тихая. Ну и что из того, что это не мой округ? «Чужих» детей по определению не бывает! А в этом доме постоянно проживает более сотни ребятишек школьного возраста…
Идею подсказал губернатор год назад. Тогда, минувшей зимой, во время благотворительного губернаторского бала он собрал людей, обладающих соответствующими финансовыми ресурсами, и сказал: «Знаю, что многие из вас не верят в обезличенные фонды. Но вот список детских и медицинских учреждений, которые нуждаются в поддержке. Буду рад и признателен, если сможете оказать им помощь». Этот детский дом я выбрал исключительно потому, что он находится во Владивостоке, как говорится, под рукой, и я в любой момент могу проконтролировать, как там складывается ситуация. Понятно, что, будучи депутатом, я не могу заниматься бизнесом. Но я занимался им полтора десятка лет и могу считать себя достаточно обеспеченным человеком. И еще, знаете, с возрастом - а я уж полвека живу на этом свете - все более отчетливо начинаешь понимать, что в могилу с собой ничего не унесешь; что лучший памятник - это память, а она зиждется только на добрых делах.
Не хочу перечислять всего, что мы сделали в детском доме. Да это, собственно, и неважно - я вообще в течение года старался как можно меньше об этом говорить, и даже во время избирательной кампании не акцентировал внимание, чтобы никто не подумал о каком-то предвыборном пиаре. Людей нельзя обманывать; а уж детей - тем более. Зато знаете, как здорово наблюдать радость на лицах ребятни? Вот это - главное!..
Автор: Андрей Островский Вадимович