На безопасности экономить нельзя!

По целому ряду причин разговор в конце декабря 2006 года на заседании межведомственной комиссии при главном федеральном инспекторе в Приморском крае о состоянии и путях совершенствования транспортных услуг населению в муниципальных образованиях края оказа

19 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2082 от 19 янв. 2007

По целому ряду причин разговор в конце декабря 2006 года на заседании межведомственной комиссии при главном федеральном инспекторе в Приморском крае о состоянии и путях совершенствования транспортных услуг населению в муниципальных образованиях края оказался весьма злободневным.

В Приморье на смену единой мощной структуре общественного транспорта со сложившейся системой профилактики безопасности пришло более 300 компаний, среди которых практически каждый второй - индивидуальный предприниматель. Это породило массу проблем, основная из которых – отсутствие внутрипроизводственных систем обеспечения безопасности перевозок. Приведение деятельности таких перевозчиков в строгое соответствие с требованиями закона является актуальнейшей задачей Управления госавтодорнадзора как лицензирующего органа. Но есть еще один резерв, который в настоящее время «раскручен» не в той мере, в какой бы следовало. В соответствии с федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация транспортного обслуживания населения относится к вопросам местного значения. Управлением госавтодорнадзора было изучено состояние этой работы на местах.

Оказалось, что в тех муниципальных образованиях, где вопросам транспортного обслуживания населения уделяют необходимое внимание и качество автоперевозок находится на достаточно высоком уровне. Здесь в первую очередь необходимо отметить администрацию Уссурийского городского округа: через договоры с перевозчиками она ограничила срок эксплуатации автобусов, используемых на маршрутной сети, двенадцатью годами, организовала диспетчерский контроль за движением автобусов по маршрутам. Реконструированы 32 автобусные остановки, средняя зарплата водителей городских и пригородных автобусов составляет около 8000 рублей. Интересные наработки есть и у администрации Находки.

Есть и противоположные примеры. В администрации города Дальнегорска длительное время, вплоть до ноября 2006 года, отсутствовал специалист по транспорту. Расписания движения автобусов никто не разрабатывал, пассажиропоток не изучался, зарплата водителей здесь составляет 4700 рублей и является самой низкой в крае. Особо хотелось бы отметить и город Владивосток: слабым местом здесь выступает отсутствие системы автоматизированного контроля за движением автобусов на маршрутах (насколько нам известно, во всех крупных городах такие системы функционируют, работает она, к примеру, в Хабаровске). Низкий уровень диспетчеризации позволяет водителям устраивать гонки, что сбивает график движения, из-за чего на остановки одновременно прибывает до десятка автобусов, образуя натуральное скопище в несколько рядов. Такие пробки постоянно возникают на остановках «Некрасовская», «100 лет Владивостоку» и других.

Проблема в том, что когда в этот сектор экономики пришла «новая волна» желающих зарабатывать деньги, вопросы качества и безопасности были отодвинуты на второй план. Сегодня все это в муках возрождается заново. В городе Дальнереченске наконец-то поняли, что частный предприниматель, имеющий 3-4 автобуса, не способен обеспечивать перевозки 365 дней в году, поэтому было образовано единое предприятие. К такому же пониманию пришли и в городе Лесозаводске. В этом, на наш взгляд, положительном процессе интеграции свою роль должна сыграть набирающая авторитет Приморская ассоциация транспортных компаний, начавшая активно взаимодействовать с нашим управлением.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну очень серьезную проблему муниципальных образований - организацию перевозок детей и школьников. Нередко эти перевозки осуществляются с грубейшими нарушениями. Многие автобусы, даже новые, полученные в рамках краевой программы «Школьный автобус», не отвечают требованиям ГОСТа. В школах не создана база для техобслуживания и ремонта автобусов, не проводятся медосмотры водителей и техосмотры автобусов перед выездом на линию.

Мы начали работу по лицензированию перевозок школьников автобусами как деятельности, не связанной с извлечением прибыли, однако столкнулись с некоторым противостоянием департамента образования и науки администрации края. Складывается мнение, что руководители учреждений образования заинтересованы не в том, чтобы устранять недостатки, а в том, чтобы избежать ответственности. Решение «школьной» проблемы мы видим в объединении школьных автобусов на базе специализированных автотранспортных предприятий с помощью администраций муниципальных образований. Вообще расширение сферы лицензирования мы считаем реальным путем борьбы с аварийностью. Статистика – вещь упрямая: сегодня на отлицензированном транспорте совершается ДТП лишь на каждом 160-м автобусе, а на нелицензируемом – на каждом 120-м. Мы задействуем все рычаги в реализации наших разрешительных и надзорных функций: по итогам года возбуждено 357 административных дел, приостановлено действие 11 и аннулировано 17 лицензий и допусков.

Обсуждение названных проблем у главного федерального инспектора завершилось формированием пакета предложений. Так, предлагается оптимизировать схемы движения в крупных населенных пунктах края, поставить под жесткий контроль муниципальных администраций вопросы функционирования диспетчерских служб, разработать и внедрить систему отбора и допуска автоперевозчиков на рынок пассажирских маршрутов, осуществлять перевозки детей и школьников только в специализированном автотранспорте, обратить особое внимание на уровень подготовки водителей категории D. Кроме того, Управлению госавтодорнадзора поручено подготовить и направить в адрес главного федерального инспектора предложения о расширении сферы лицензионного режима, включая в него перевозки, осуществляемые автобусами не общего пользования, а также таксомоторные перевозки. Особо была подчеркнута необходимость правильного прочтения ФЗ №131 в части повышения уровня организаторской работы муниципальных образований как основных заказчиков исполнения транспортной услуги.