Генеральная репетиция
В самом конце декабря власти Казахстана подложили-таки местным сторонникам праворульных автомобилей восточный символ наступающего года...
В самом конце декабря власти Казахстана подложили-таки местным сторонникам праворульных автомобилей восточный символ наступающего года. 29 декабря в газете «Казахстанская правда» было опубликовано постановление правительства Республики Казахстан (РК) № 1301 от 28.12.2006 о запрете ввоза в страну «автотранспортных средств с правосторонним рулевым управлением».
Соответствующее поручение дал еще 13 ноября на заседании казахского Совета безопасности президент Нурсултан Назарбаев, и теперь оно воплощается в жизнь: через 30 календарных дней после официального опубликования постановления, то есть 29 января, импорт праворулек в Казахстан окажется вне закона. Ажиотаж по этому поводу начался еще в ноябре, причем не только в Казахстане, но и в Приморье, являющемся крупнейшей перевалбазой подержанных японских автомобилей.
Прощание японкиЭксплуатировать уже ввезенные на территорию Казахстана японские автомобили пока никто не запрещает, однако в постановлении № 1301 есть два очень тревожных пункта. Этим документом министерству внутренних дел Республики Казахстан поручается «в месячный срок разработать и в установленном порядке внести в правительство Республики Казахстан законопроект, направленный на урегулирование вопросов дальнейшей эксплуатации автотранспортных средств с правосторонним рулевым управлением». Кроме того, министерствам внутренних дел, индустрии и торговли, транспорта и коммуникаций РК поручено до 1 ноября 2007 года «разработать проект технического регламента, устанавливающего требования безопасности к автотранспортным средствам».
Как заявил на пресс-конференции в Астане 8 января председатель Комитета дорожной полиции МВД РК Омирзак Тусумов, министерство внутренних дел «не отказалось от намерения ввести запрет на эксплуатацию в Казахстане автомобилей с правым расположением руля с 1 января 2010 года» (цитируем по информагентству Kazakhstan Today). Тем, кто не пожелает расставаться со своими японскими ласточками, останется либо поставить их в гараж на вечное хранение и любование, либо переставить руль справа налево, что является процессом очень сложным, дорогим, небезопасным и вообще не всегда возможным. По словам Тусумова, сейчас в Казахстане право на такое переоборудование автомобилей с правым расположением руля имеют семь организаций. Что делать владельцам тех автомобилей, у которых вообще нет леворульных аналогов, а значит, нет и соответствующих запчастей заводского производства власти Казахстана, видимо, не волнует.
Интересно, что несколько дней спустя после опубликования вышеупомянутого постановления, а именно 8 января, правительство Казахстана ушло в отставку. Но вряд ли стоит связывать эти события воедино и надеяться на то, что новое правительство более лояльно отнесется к праворульщикам. Дело в том, что постановление № 1301 подписано и. о. премьер-министра Каримом Масимовым, кандидатуру которого (если что – выпускника Пекинского института языка) тут же предложили на пост премьер-министра РК и благополучно утвердили.
Еще с ноября, когда Нурсултан Назарбаев дал правительству поручение подготовить запрет импорта праворульной техники, в различных городах Казахстана начались санкционированные и стихийные протестные акции. Как говорят лица, задействованные в автобизнесе, эти акции тем или иным образом будут продолжены: представить, что все праворульщики Казахстана дружно откажутся от своих машин или переставят рули налево, нереально. Ищут лазейки и правозащитники. Согласно тексту постановления запрет на ввоз праворулек в Казахстан не действует только в одном случае: «если иностранное физическое лицо ввозит на территорию республики во временное пользование автотранспортное средство с правосторонним рулевым управлением на срок, не превышающий шести месяцев». А что если наиболее убежденные праворульщики примут российское гражданство и будут каждые полгода ездить за границу и обратно?
Сверхзадача казахского сценарияПоручение президента Назарбаева, появившееся в самый разгар перепалки между российскими сторонниками и противниками правого руля, наводит на очевидное предположение о том, что Казахстану отведена роль своеобразного полигона. Эта бывшая союзная республика, являющаяся сегодня одним из ближайших партнеров РФ, имеет с Россией много общего. Там немало этнических русских и немало праворульных автомобилей при таком же, как в России, правостороннем движении – гораздо больше, чем «официальные» 150 тысяч автомобилей. Поэтому в качестве пробного камня трудно найти более подходящее государство. Очевидно, что российские власти внимательно следят, во что выльется и чем закончится инициатива Нурсултана Назарбаева. Тогда можно будет делать выводы о том, приемлем ли подобный сценарий и для России.
В пользу этой версии говорит и другой факт: стоило президенту Путину внести в Госдуму законопроект о выселении российского игорного бизнеса в четыре «резервации», как Нурсултан Назарбаев немедленно поручил правительству разработать соответствующий документ и выслать все имеющиеся казино в две изолированные зоны – причем еще до того, как то же самое фактически произойдет в соседней России. Если все эти действия действительно инспирированы не Астаной, а Москвой, то праворульщики Казахстана оказались просто заложниками чиновничьих игр. А ведь до этого к правому рулю в Казахстане относились гораздо либеральнее, чем в России: пошлины были ниже, из-за чего нередко автомобили шли через Приморье транзитом и проходили таможенное оформление уже на российско-казахской границе (сейчас, соответственно, рынок сбыта для приморских автобизнесменов уменьшился). Из сегодняшних высказываний на казахских Интернет-форумах: «Кончилось время дешевых и хороших машин!». «Теперь либо «тазики», либо хлам. Будем зарабатывать пешком, глядишь, к старости что и нормальное купим». «В России еще есть шансы бороться против запретов, а здесь как-то сомнительно»…
Если продолжать проводить параллели, то увидим: и в России, и в Казахстане необходимость запрета правого руля обосновывают не экономическими соображениями, что было бы по крайней мере честно, а исходя из заботы о безопасности, как бы смехотворно это ни выглядело. Вице-министр внутренних дел Казахстана Кожамурат Ускенбаев уже заявил, что с увеличением численности праворульных автомобилей значительно возросло количество аварий по вине их водителей. Хотя специальной статистики по авариям с участием праворульных авто ни в России, ни в Казахстане не ведется: в протоколе о ДТП просто нет строки для указания расположения руля.
Впрочем, и в России в последние дни старого года появился свежий слух о некой статистике по авариям с участием праворульных автомобилей, которая будто бы была спешным порядком подготовлена для некоторых федеральных структур (об этом сообщил руководитель московской организации «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков). Но достоверные статистические данные на этот счет сегодня взять просто неоткуда. Есть лишь статистика по показателям аварийности в различных регионах РФ, и она свидетельствует как раз в пользу тех же Приморского и Хабаровского краев – тотально праворульных регионов, что подтвердил и действующий руководитель российской госавтоинспекции Виктор Кирьянов в ходе своего недавнего визита в Хабаровск.
Следовательно, если в скором времени и будет обнародована статистика, говорящая о повышенной опасности правого руля при правостороннем движении, то она будет носить явно ангажированный и предвзятый характер. В любом случае не стоит думать, что очередной «крестовый поход» на правый руль захлебнулся. Как не стоит и надеяться на исключительно экономические меры по выдавливанию праворульных «японок» с российских дорог. К сожалению, пока в России гораздо эффективнее работают проверенные приемы административно-репрессивного характера.
Автор: Василий Авченко Олегович