Жертвы Зурабова
В свое время 122-й закон о монетизации льгот наделал много шума. Несмотря на сусальные телеролики и убеждения властей предержащих, многие россияне не поверили в обещания райской жизни и соцпакету предпочли денежную компенсацию...
В свое время 122-й закон о монетизации льгот наделал много шума. Несмотря на сусальные телеролики и убеждения властей предержащих, многие россияне не поверили в обещания райской жизни и соцпакету предпочли денежную компенсацию. По стране таких оказалось 46 процентов, в Приморье из 167 тысяч человек, имеющих право на льготы, также почти половина выбрала живые деньги. Нынешняя ситуация с лекарствами свидетельствует: не так уж они были не правы. Хотя, с другой стороны, цены на некоторые препараты зашкаливают. Но из двух зол, как известно, нужно выбирать меньшее.
Эта реформа, коснувшаяся многих, началась два года назад. Тогда в редакции не умолкали телефоны, люди жаловались на отсутствие в аптеках медикаментов по бесплатным рецептам, на безумные очереди к врачам, которые учились выписывать рецепты по-новому, на замену привычных препаратов другими. Специалисты успокаивали – мол, потерпите, скоро все наладится, ведь почти никто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе качественное лечение при серьезном заболевании из-за действительно высоких цен.
Люди потерпели и вправду вскоре успокоились, потому что ситуация стабилизировалась. Однако в конце прошлого года грянул очередной гром – были арестованы руководители Фонда обязательного медицинского страхования, организовывавшие конкурсы на поставку медикаментов и, соответственно, получавшие большие «откаты». Больные старики схватились за сердце – что теперь будет? Как и следовало ожидать, ничего хорошего. Компетентные источники утверждают: вполне возможно, во втором квартале ситуация с лекарствами для льготников еще более обострится. В редакции вновь звонят телефоны. Что ответить пожилому человеку, для которого отсутствие таблетки может стоить жизни и который по наледям, покрывшим весь город, буквально переползает от одной аптеки к другой? Можно, конечно, дать несчастному телефон департамента здравоохранения. Но что там скажут?
Что можно ответить на вопрос: почему в январе не отпускают лекарства по декабрьским рецептам? В аптеках отправляют переписывать рецепты в поликлиники. А там - многочасовые очереди и обычные больные. К сожалению, не от местных руководителей зависит ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение) – тяжелая обстановка складывается по всей стране.
Выделенные в прошлом году деньги закончились еще в июне. Чиновники утверждали, что произошло это из-за отказа от бесплатных лекарств почти половины льготников – мол, поэтому вместо 50 млрд. рублей на 2006 год выделили только 29 млрд. Или, что называется, нам лапшу на уши вешают, или в Минздравсоцразвития сидят специалисты, которые совершенно не умеют считать. Ведь уже к 1 июля пациенты получили бесплатных препаратов на 33 млрд., к сентябрю – уже на 40 млрд. Тогда пришлось срочно изыскивать еще 10 млрд. рублей. Естественно, и этих денег не хватило, поставщики стали работать в долг, который им пообещали погасить в нынешнем году. При этом на 2007 год в бюджете запланировано 42 млрд. Если долг действительно погасят (а без этого никто не будет поставлять лекарства), что останется на приобретение новых препаратов?
Морочить нам головы чиновники от медицины научились очень неплохо. Сначала они стали искать виноватых в провале реформы среди самих льготников. Прежде всего обвинили больных, которые якобы делали большие запасы. При этом людям внушали, что они психически нездоровы – медикаменты, мол, не соль и спички, которые могут храниться годами, да и горстями их пить вредно. То-то никто этого не понимает. Потом взялись за врачей – оказалось, их вина в том, что они выписывают много дорогих импортных препаратов, причем делают это необоснованно. В общем, с больной головы на здоровую.
На самом деле, проводись эта реформа грамотно, она могла бы качественно изменить жизнь больных и бедных. Льготники теоретически могут по бесплатным рецептам получать дорогие препараты, средний рецепт отоваривается сейчас более чем на полтысячи рублей. Однако перечень бесплатных лекарств постоянно корректируется – тот, что вступил в силу 1 ноября прошлого года, включает в себя 436 международных непатентованных наименований вместо 502, бывших ранее. Некоторые препараты теперь можно получить только по решению врачебной комиссии. Вполне возможно, что в ближайшее время произойдет новое «урезание». Власти планируют также ввести референтные цены. Это значит, что льготников поставят перед выбором: дешевый препарат бесплатно или дорогой с доплатой. Ясно, что в таком случае пострадают прежде всего те больные, которые постоянно нуждаются в дорогостоящих медикаментах. Кстати, в Минздравсоцразвития считают рациональным вывести некоторые медикаменты из перечня, чтобы лечить ими только в стационарах. Ну что ж, пожалуйте теперь, бедняки, в больницы – только там окажут квалифицированную помощь.
Академик Чазов утверждает, что смертность в России на 60-80 процентов превышает среднеевропейские показатели. Удивительно? Да ничуть. Не знаю, сколько в Приморье, но в целом по России только от сердечно-сосудистых заболеваний умирает ежегодно более миллиона человек. Вряд ли кто-то подсчитывал, сколько инфарктов косит льготников, которые переживают глубочайший стресс, не имея возможности «отоварить» свои бесплатные рецепты. Судя только по звонкам в редакцию, таких немало.
Недавно депутат Госдумы Павел Воронин обратился в прокуратуру с требованием привлечь к ответственности виновных в нарушении программы ДЛО. Он утверждает, что чиновники лоббируют интересы фармацевтических компаний в ущерб больным людям. С депутатом согласны и некоторые эксперты, утверждающие, что при неэкономной закупке лекарств в нынешнем году снова может не хватить денег, выделенных на приобретение льготных препаратов. Круг замыкается.
Широко разрекламированный национальный проект «Здоровье», казалось бы, открыл перед нами светлое будущее – диспансеризация трудоспособного населения, родовые сертификаты, высокотехнологичная медицинская помощь. Только есть в любой стране еще и старые люди, и инвалиды, и хронически больные - тоже ведь народ, то есть составляющая государства. Им бросили кусок пирога в виде монетизации, но потом решили от этого пирога немного отщипнуть. Так и продолжают отщипывать, в конце концов льготникам лишь крошки останутся.
Автор: Галина Кушнарева Михайловна