И в 100 лет можно быть кокеткой

Она появляется на сцене где-то минут через 10-15 после начала спектакля, и дальше время перестает существовать. Во всяком случае, мне первый акт показался на удивление быстро пролетевшим. А все потому, что на сцене была она, Актриса с большой буквы.

10 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2076 от 10 янв. 2007
9328fa53de36ffc54ca5c358b99b9842.jpg Она появляется на сцене где-то минут через 10-15 после начала спектакля, и дальше время перестает существовать. Во всяком случае, мне первый акт показался на удивление быстро пролетевшим. А все потому, что на сцене была она, Актриса с большой буквы.Итак, новый спектакль академического театра драмы имени Горького «Тупик будущего, дом 7…» - по пьесе французского драматурга Мишель ЛОРАНС. Дебют на нашей сцене молодого приглашенного режиссера Станислава ВАСИЛЬЕВА. Не имею обыкновения разговаривать с постановщиками после спектакля, да и зачем - все, что хотели, они представили на подмостках. А здесь перекинулись при знакомстве буквально парой фраз, и молодой режиссер сказал: «Больше никогда не буду ставить «Тупик», потому что такой актрисы нет ни в одном театре». И снова все сошлось на ней - умнице, красавице, удивительной артистке, старейшине театра - Анне Ивановне НИКИТИНОЙ.Ее героиня - центр спектакля, его притяжение, его главное и неоценимое достоинство.Сегодня практически утрачена та манера игры, та филигранность отделки, те психологические кружева, которые так искусно умели плести мастера старого театра, к коим, безусловно, принадлежит Анна Никитина. Она играет французскую даму, в прошлом - королеву моды, в коей угадывается незабвенная Коко ШАНЕЛЬ. Да, в прошлом, а нынче у нее столетний юбилей, на который с присущим ей юмором она пригласила Пикассо, Кокто, Дали и иже с ними. А в ожидании их проводит время со «своим гаремом», который ей безумно надоел: 70-летней дочерью, 50-летней внучкой и юной правнучкой. Вот, собственно, и все персонажи, которые всю жизнь были при ней, обслуживали ее, восхищались ею, боготворили, завидовали…А царит она - столетняя Малу. Создается впечатление, что роль как будто написана для Анны Никитиной, а она - в свою очередь - как будто всю жизнь знала Малу. Героиня актрисы величественно прекрасна, аристократична и в то же время хулиганиста, надменна и озорна, капризна и трогательна, умна и иронична, горда и ранима, может быть жестокой и нежной… При всей царственности не боится быть смешной и нелепой. Анне Никитиной подвластны лирика и гротеск, юмор и тончайший психологизм. И ведь роль-то осложнена тем, что Малу практически не поднимается с инвалидного кресла. Она величественно въезжает на нем в начале спектакля в нелепом чепце, из которого во все стороны торчат какие-то лохмы, в бесформенном капоте. Но уже следующее ее появление - мадам в роскошном вечернем туалете, украшена драгоценностями, на голове кокетливая шляпка с пером, а на ногах туфельки на каблуках (художник спектакля - Екатерина АНДРЕЕВА). Тонко, пронзительно сыгран актрисой финал, когда на экране по очереди появляются ее самые близкие мужчины.Большой экран и видеокадры на нем, которые снимает правнучка, - симпатичная режиссерская находка. Режиссер Станислав Васильев предстал умным психологом, умело работающим с актрисами. Они все хороши. Ирина Лыткина, играющая бесцветную, тихую работяжку дочь Малу, лишь единственный раз оказавшуюся способной на протест. Давно не видели зрители такой удачной работы Натальи МУЗЫКОВСКОЙ, ее не желающая стареть внучка Малу Нина сыграна остро, на грани фола, при этом смешно и точно. Хороша юная правнучка у Яны МЯЛК, молодая актриса нигде не перегибает, потому как ситуации частенько на лезвии ножа.Мне показалось, что могло бы быть выразительнее музыкальное оформление. Не хватало четких эмоциональных и смысловых акцентов. Но главное - спектакль чист и интеллигентен. И в нем есть дивная Малу.

Автор: Искренне ваша Галина ОСТРОВСКАЯ