На кону репутация
Очередной скандал, связанный с рефрижераторными перевозками на Тихоокеанском бассейне, будоражит в эти дни международное судоходное сообщество. Связан он с угрозой банкротства американской судоходной рефрижераторной компании Emerald Reefer Lines (ERL).
Очередной скандал, связанный с рефрижераторными перевозками на Тихоокеанском бассейне, будоражит в эти дни международное судоходное сообщество. Связан он с угрозой банкротства американской судоходной рефрижераторной компании Emerald Reefer Lines (ERL).
Казалось бы, где мы, а где расположенная в Сиэтле компания ERL? Связь, однако, на самом деле прямая и более чем прозрачная - во всяком случае, Владивосток и наши земляки мелькают в газетных публикациях последних дней постоянно.
Как сообщает выходящая в Осло норвежская газета Trade Winds (для сведения: в судоходном сообществе это одно из старейших и наиболее авторитетных изданий - наравне с Lloid’s List), в декабре распространилась новость о финансовом кризисе нескольких рефрижераторных компаний Сиэтла, среди которых называют ERL, Ocean Transportation Services (OTS) и несколько других. Связывает их то, что все они принадлежат американскому гражданину Нилу Гордону (Neal Gordon) и россиянину, жителю Владивостока Евгению Рубцову.
Как пишет Trade Winds, «суда OTS управляются компанией, контролируемой Рубцовым, «Интертранспорт», которая также оперирует тремя рефрижераторами под российским флагом вместе с еще одной владивостокской фирмой - «ТрансВинд-Флот».
Что касается самого скандала, то он связан с хронической задолженностью, которая возникла у группы принадлежащих Гордону и Рубцову компаний перед ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП), у которого ERL брала суда во фрахт, и рядом бункерных компанией, которые занимаются обеспечением флота топливом. Норвежское издание сообщает, что по четырем судебным исковым заявлениям, поданным в Нью-Йорке, ДВМП хочет арестовать более 3,7 миллиона долларов США для обеспечения фрахта, процентов и судебных издержек, а топливная компания Bridge Oil - примерно 2,9 миллиона долларов для обеспечения бункерных счетов за июль и сентябрь.
Флот OTS состоял из четырех рефрижераторов, взятых в бербоут-чартер у норвежской компании Green Pacific Ships (GPS), и семи судов, взятых в тайм-чартер у ДВМП.
Обосновывая сумму судебного иска, ДВМП указывает, что эта сумма включает в себя неоплаченный фрахт за рефрижераторы «Посьет», «Славянка», «Горно-Алтайск», «Бикин», «Илья Мечников», «Комсомолец Приморья» и «Олюторский залив».
В известной степени ситуация осложняется тем, что еще в августе этого года «ДВМП» продало все свои рефрижераторы компании Shipping Land из Южной Кореи (сумма сделки составила 55 миллионов долларов США) и все суда, выводящиеся из тайм-чартера, немедленно направляются к корейскому покупателю. По условиям сделки южнокорейский покупатель приобретал суда вне зависимости от складывающейся ситуации, однако, поскольку теперь рефрижераторы прибывают «с обременением», ДВМП вполне может получить регрессный иск от нового судовладельца.
Между тем, как сообщает Trade Winds в одной из последних публикаций, норвежцы выдали ERL предписание в кратчайшие сроки (20 дней) решить свои финансовые проблемы. Не дремлют и другие кредиторы, опасающиеся банкротства ERL. Так, бункерная компания Triton Marine Fuels поспешила выставить иск более чем на полмиллиона долларов и в обеспечение иска арестовала в Балтиморе (США) судно «Pacific Chukotka».
В одном из электронных писем, направленных руководству ERL, представитель компании Triton господин Франциско Медрано (Francisco Medrano) пишет: «Я действительно разочарован, несмотря на то, что мы всегда старались поддерживать ERL в трудной финансовой ситуации… Ваше отношение к нам совершенно не помогает решить ее. Молчание является худшей линией поведения, которую человек должен выбирать в данном положении».
Морской судоходный бизнес всегда был одним из сложнейших видов деятельности - в силу его непременной интернационализации и крайне непростых финансовых схем. Лучшая иллюстрация к этому тезису - нынешняя ситуация, в которой тугим узлом завязались интересы компаний из России (Владивостока), США, Канады, Норвегии и Южной Кореи. А закончится все, похоже, королевским арбитражным судом в Лондоне.
Под ударом оказались интересы ДВМП, которое, насколько удалось выяснить нашему корреспонденту, намерено до конца отстаивать свою позицию.
Но если эта компания с мировым именем действует последовательно и, как сейчас принято говорить, прозрачно, то этого никак нельзя сказать о «новорожденных» «Интертранспорте» и «ТрансВиндФлоте». Их репутация вместе с репутацией господина Рубцова оказалась под очень большим вопросом, что вряд ли будет способствовать росту доверия со стороны международного судоходного сообщества к потенциальным российским партнерам.
«В» продолжает внимательно следить за развитием ситуации.
Автор: Служба оперативной информации «В»