Новые права… и обязанности

С Нового года госавтоинспекция, как уже сообщалось ранее, планирует начать выдачу водительских удостоверений нового, «европейского», образца. Они будут более защищенными, но, пожалуй, самым принципиальным отличием новых прав от старых станет введение так называемых подкатегорий...

22 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2071 от 22 дек. 2006

С Нового года госавтоинспекция, как уже сообщалось ранее, планирует начать выдачу водительских удостоверений нового, «европейского», образца. Они будут более защищенными, но, пожалуй, самым принципиальным отличием новых прав от старых станет введение так называемых подкатегорий. И это обстоятельство уже сейчас вызывает ряд вопросов.

На сегодняшний день, напомним, права в России бывают пяти категорий: к А относятся мотоциклы, к B – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, а количество сидячих пассажирских мест – не больше восьми, к С – автомобили с разрешенной минимальной массой более 3500 кг, к D – предназначенные для перевозки пассажиров и поэтому имеющие более восьми сидячих мест, помимо водительского, и наконец, к Е – автопоезда с тягачом.

Теперь в добавление к прежним A, B, C и D должны появиться А1 (мотоциклы с рабочим объемом двигателя до 125 куб. см и мощностью не более 11 кВт), В1 (трициклы и квадроциклы), ВЕ (автомобили категории В с прицепом разрешенной массой не более 750 кг), С1 (автомобили массой выше 3500, но не более 7500 кг), СЕ (автомобили категории С с прицепом, разрешенная масса которого не превышает 750 кг), С1Е (автомобили подкатегории С1 с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса состава не превышает 12 тонн), D1 (автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие свыше восьми, но не более 16 сидячих мест, помимо водительского) и D1E (автомобили подкатегории D1 с прицепом, не предназначенным для перевозки пассажиров, разрешенная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса состава не превышает 12 тонн).

Руководство госавтоинспекции успокоило: обладателям старых добрых прав можно не дергаться, тотального обмена не планируется. А вот когда закончится срок их действия либо, не дай бог, водительское удостоверение будет утрачено или украдено, придется получать уже новые права. Смущает другое: большой группе водителей, выходит, придется в массовом порядке заново сдавать экзамены и получать права новой категории, к которой теперь будут отнесены их автомобили, ранее подходившие под одну из старых. Это, конечно, в основном коснется водителей разнообразных грузовиков. Но не только: обеспокоены и водители столь популярного во  Владивостоке средства передвижения, как внедорожник-«легковушка» Toyota Land Cruiser. Говорят, что теперь «крузак» попадет даже не в грузовую, а в пассажирскую категорию D1 из-за наличия в багажнике дополнительных сидений. Причем просто открутить пару «сидушек» с креплениями уже не получится: теперь это проходит как внесение изменений в конструкцию транспортного средства и разрешается только при наличии дополнительных документов (хотя, может быть, для счастливых обладателей «кукурузеров» это вовсе и не проблема).

Есть и другая сторона нововведения. Руководители приморских автошкол признались «В», что новая методика обучения и сдачи экзаменов до сих пор не утверждена. Возникает вопрос: на каком основании теперь выдавать водительские удостоверения новых категорий, если вся система обучения осталась прежней? По идее, требуется и обновление автопарка профильных учебных заведений вплоть до закупки квадроциклов. Так что тут, похоже, российские власти снова поставили телегу впереди лошади. Поэтому не удивимся, если внедрение нового порядка в итоге придется немного отодвинуть. Хотя бы частично.

Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»