Юрий Степанченко: Во Владивостоке нет участков под застройку

Реализация национальных проектов стала в этом году, наверное, самой масштабной акцией правительства России. Под занавес года первый вице-премьер правительства страны, куратор нацпроектов Дмитрий Медведев провел конференцию с региональными экспертами-практиками четырех сфер, где реализуются нацпроекты, – здравоохранения, образования, сельского хозяйства и строительной отрасли...

21 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2070 от 21 дек. 2006

Реализация национальных проектов стала в этом году, наверное, самой масштабной акцией правительства России. Под занавес года первый вице-премьер правительства страны, куратор нацпроектов Дмитрий Медведев провел конференцию с региональными экспертами-практиками четырех сфер, где реализуются нацпроекты, – здравоохранения, образования, сельского хозяйства и строительной отрасли. Все они высказали свое мнение о проблемах, тормозящих реализацию нацпроектов в регионах. Наверное, самым проблемным из них во всех субъектах России считается «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». О дальневосточных особенностях пробуксовки этого нацпроекта Дмитрию Медведеву рассказал президент компании «ДВ-Стройсвязькомплекс» Юрий Степанченко.

Такие конференции будут проводиться раз в квартал. Эксперты намерены следить за изменением ситуации в своей области и каждые три месяца делиться наблюдениями с представителями правительства, чтобы в конце концов довести нацпроекты до логического завершения. Юрий Степанченко станет постоянным участником этих встреч.      

Выбор пал на руководителя «ДВ-Стройсвязькомплекса» потому, что это единственная компания на Дальнем Востоке, которая подходит под реализацию идеи жилищного нацпроекта. На практике доказано, что, во-первых, она строит быстрее всех, во-вторых, дешевле всех, и в-третьих, это единственная компания, которая имеет ресурсы все это выполнять. Кроме того, компания «ДВ-Стройсвязькомплекс» - одна из немногих, которая воплощает идею президента о социальной ответственности бизнеса. Квартиры в домах, которые строит «ДВ-Стройсвязькомплекс» преимущественно кварталами (например Лесной квартал), реализуются по программе «Квартира – молодой семье» по ценам, ниже рыночных. На сегодняшний день в компании занято около 10 тысяч работников. Именно поэтому организаторы конференции пригласили Юрия Степанченко в качестве эксперта выразить свое мнение, что же мешает реализации нацпроекта в нашем регионе. Корреспондент «В» попросил Юрия Васильевича рассказать и читателям, почему же жилье не становится доступнее и комфортнее:

- В принципе, проблемы по стране одни и те же – Дальний Восток не развивается локально. Но вот у Владивостока есть своя особенность. Самая главная проблема краевой столицы в том, что она, как ни странно, - очень маленький город, где нет свободной земли. Практически вся свободная на данный момент земля принадлежит Минобороны, где нельзя вести гражданское строительство. Это районы Зеленого Угла, Второй Речки, остров Русский. В городе в основном идет точечная застройка, а строительным компаниям выгодно строить микрорайоны.

Другая проблема - у нас нет квалифицированных рабочих в области строительства. В ближайшие десятилетия мы можем невосполнимо потерять целый ряд строительных профессий уровня профтехучилищ, которые выпускают штукатуров, маляров, плотников, монтажников, стропальщиков, сварщиков и т.д. В любой компании, работающей в строительном сегменте, большое количество рабочей силы – люди достаточно преклонного возраста, от 50 лет и выше. Я помню, как сам недавно поздравлял одного монтажника, который работает в нашей компании, с 75-летием… У него богатый опыт в строительстве, он безошибочно выполняет свою работу. Но, к сожалению, передать свой опыт ему просто некому. К тому же, в строительной отрасли нет новых технологий, которые позволили бы строить быстрее, качественнее и дешевле.

Следующая проблема – это большое количество курирующих организаций. Я уже не раз заострял внимание на этом. Чтобы получить разрешение на строительство, нужно собрать при первом постановлении 69 подписей, при втором – тоже 69, и 24 подписи - при сдаче дома. Итого – 162 подписи. При этом лица, которые ставят эти подписи, ни за что не отвечают, они просто представители курирующих органов. Это влечет за собой коррупционные издержки, которые, в свою очередь, увеличивают стоимость дома. Я считаю, что надо стандартизировать и организовать работу так, чтобы уменьшить количество курирующих и инспектирующих организаций.

И самая главная проблема – болевая для Владивостока и, думаю, для других крупных городов - это обеспечение инженерной инфраструктурой. Я считаю, что государство в лице субъектов федерации и муниципальных образований должно вкладывать средства в их развитие. По всей России этого не происходило на протяжении последних 20 лет. Конечно, муниципальные, региональные и коммерческие сетевые операторы, которые обеспечивают город водой, электроэнергией, другими коммуникациями, заставляют строительные компании модернизировать их на том объекте, где они работают. Я считаю, что это неправильно. Муниципалитеты должны заниматься так называемой девелоперской деятельностью, то есть разрабатывать участки под строительство, обеспечивать их сетями, а потом на условиях передачи определенного количества жил-площади муниципалитету, коммерческая компания приступала бы к строительству. Таким образом, стоимость жилья будет намного меньшей.

В процентном отношении в стоимости дома доля инженерной инфраструктуры составляет более 50 процентов. Я всегда привожу показательный пример: наша компания построила один дом, 80 процентов стоимости которого составляли инженерные сети. А это бремя ложится на плечи жителей города, которые приобретают жилье.

И все же у меня есть основания для оптимизма по поводу развития строительной сферы в стране. Я рад, что президент и правительство обратили внимание на проблему отсутствия доступного жилья. Жилфонд по всей России находится в плачевном состоянии, поэтому национальная программа нам очень нужна. Но огромная территория нашей страны рождает огромные проблемы - чтобы что-то двинулось вперед, нужно время. Нужно принять массу законов и подзаконных актов, чтобы они не мешали работать. В 2005 году был принят новый Жилищный кодекс, который несколько усложнил жизнь строителям. С 1 января 2007 года вступят в силу некоторые поправки к этому документу, которые устранят его недочеты. И подобная работа продолжится, я думаю, жители нашего региона скоро удостоверятся в том, что нацпроект успешно реализуется. Думаю, уже в ближайшие несколько лет население Владивостока и Приморского края заметит позитивные изменения.

Автор: Татьяна КУЛИКОВА, «Владивосток»