Стратегия прогресса и преемственность

Избранный в ходе выборов 8 октября новый, четвертый созыв Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК) в целом завершил формирование своей структуры и определился с приоритетами законотворческой деятельности. Депутаты уже доказали, что умеют плодотворно работать на благо Приморья...

21 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2070 от 21 дек. 2006

Избранный в ходе выборов 8 октября новый, четвертый созыв Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК) в целом завершил формирование своей структуры и определился с приоритетами законотворческой деятельности. Депутаты уже доказали, что умеют плодотворно работать на благо Приморья, приняв целый ряд социально ориентированных законов, которые были разработаны предыдущим созывом, но не приняты в завершающем чтении либо не вступили в силу. Новые краевые законы подписаны губернатором Сергеем Дарькиным, поэтому вступят в силу уже с 1 января 2007 года.

На самом первом, организационном, заседании ЗС ПК четвертого созыва избранный председателем краевого парламента Виктор Горчаков сформулировал четыре главных направления деятельности приморских законодателей. В первую очередь это коррекция программ социального развития Приморья, разработанных в 2003 году, большинство из которых исчерпали свои сроки действия в 2006 году. По мнению председателя, новые краевые целевые программы должны учитывать национальные приоритетные проекты, предложенные президентом РФ. Необходимо внедрять в законодательный процесс инновационные подходы, совершенствовать механизмы международного сотрудничества, в том числе ориентируясь на ожидаемое избрание Владивостока в качестве места проведения саммита стран - участниц АТЭС 2012 года. Виктор Горчаков также особо подчеркнул, что краевые законодатели должны предпринять все возможные усилия для улучшения ситуации в ведущей отрасли экономики края - транспортной, где в последние два года отмечается падение грузооборота.

В ходе последующих двух сессий депутаты определились со структурой Законодательного собрания, сохранив количество и названия комитетов, принятые в третьем созыве. Основываясь на рекомендациях и решениях фракции ВПП «Единая Россия», составляющей с первых дней работы четвертого созыва парламентское большинство, депутаты избрали на последующих сессиях председателей всех шести комитетов. Однако сохранение структуры не исключило изменений в персональном составе комитетов: по решению фракции в регламент ЗС ПК и краевой закон «О Законодательном собрании» были внесены поправки, ограничивающие число членов каждого из комитетов. Это было сделано для сбалансированной работы по всем направлениям законотворческой деятельности, чтобы избежать перекосов, которыми характеризовались предыдущие созывы краевого парламента.

В частности, комитет по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам никогда не испытывал недостатка в депутатах, включая в себя до четверти списочного состава ЗС ПК, в то время как в комитете по социальной политике и защите прав граждан работали только трое-четверо законодателей. Депутаты четвертого созыва по-прежнему имеют право участия в работе любого из комитетов, но только с правом совещательного голоса. Решающий же голос они могут иметь только на заседаниях того комитета, куда они записались, в том числе с учетом рейтингового голосования на пленарных заседаниях.

В результате сорок депутатов равномерно распределились по всем шести комитетам в соответствии с регламентными рамками: от трех до семи членов в каждом из них, за исключением комитета по регламенту, депутатской этике и организации работы ЗС ПК, в который могут войти не более пяти депутатов и не менее трех. Не всех устроил «конкурсный подход» к занятию мест в том же бюджетном комитете, поэтому не включенные в его состав депутаты Геннадий Лазарев и Евгений Оломский не стали входить ни в какой другой комитет, имея на это полное право. В остальном четвертому депутатскому созыву удалось найти взвешенные, сбалансированные решения, согласовать интересы депутатов, сформировать дееспособные комитеты, избрать руководство и приступить, собственно, к законотворческой деятельности.

Вот как прокомментировал процесс организационного становления нового созыва ЗС Виктор Горчаков, председатель Законодательного собрания (более полный отчет о состоявшейся в минувший вторник встрече Виктора Васильевича с журналистским коллективом «В» - в одном из наших ближайших номеров):

- Мы сознательно пошли на то, чтобы не менять количество и наименования комитетов: было шесть - пусть и остается шесть. Предыдущими созывами была наработана практика, накоплен опыт, и не считаться с этим опытом было бы неразумно, тем более что 11 человек перешли из третьего созыва в четвертый. О персональном распределении по комитетам я бы не стал говорить, что у нас все сложилось безукоризненно, но мы имеем тех депутатов, которые избраны. Поэтому я считаю все же, что в этом аспекте мы отработали в целом удачно. У кого-то из депутатов опыта больше, у кого-то меньше, но «новобранцы» быстро обучаются.

Главное, что заинтересованность, рабочий азарт присутствуют почти у всех депутатов. В остальном неоценима помощь аппарата Законодательного собрания, который всегда готов подсказать, объяснить, помочь. Я считаю, что аппарат ЗС ПК является весьма квалифицированным органом, состоящим из опытных профессионалов, за что большое спасибо руководителям предыдущих созывов Законодательного собрания. Аппаратные работники краевого парламента прошли проверку временем, они достаточно грамотно работают с вновь избранными представителями депутатского корпуса.

- Виктор Васильевич, в четвертом созыве насчитываются представители четырех партий, а сколько зарегистрировано фракций и депутатских объединений?

- Фракция у нас пока одна, но очень большая, включившая в себя порядка трех четвертей от списочного состава депутатского корпуса. Это фракция партии «Единая Россия», другие фракции и объединения официально не регистрировались. Определенную активность проявляют и другие депутаты, но я не могу сказать точно, какую именно: в обязанности председателя это не входит, и вообще я бы не хотел излишне политизировать Законодательное собрание, допустить использование этой площадки для политических дискуссий. Все депутаты - взрослые люди, у них свои приоритеты и мировоззрение. Поэтому моя задача - не допустить таких разногласий и столкновений, которые вредили бы делу и авторитету Законодательного собрания.

- Насколько востребованы опыт и наработки депутатов третьего созыва?

- В силу разных привходящих обстоятельств нам приходится заниматься теми вопросами, решать которые начинал предшествующий состав Законодательного собрания. Мы считаем это нормальной практикой и продолжаем начатую ими работу. И она уже приносит плоды, достаточно назвать хотя бы принятый на ноябрьской очередной сессии закон Приморского края «О внесении изменений в статью 5 закона Приморского края «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края». Закон, предусматривающий для тружеников тыла льготу по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов, был принят еще в июне, но отправлен на доработку губернатором. Нам удалось согласовать позиции и принять этот документ в том виде, который устроил исполнительную власть, в итоге труженики тыла смогут существенно сократить свои коммунальные расходы уже с 1 января 2007 года.

Не меньший социальный эффект, как мы считаем, имеет другой закон, разработанный предшественниками, но принятый нашим созывом и уже подписанный губернатором. Это закон Приморского края «Об обеспечении бесплатным питанием детей, обучающихся в младших классах государственных (краевых) и муниципальных общеобразовательных учреждений Приморского края». Его действие распространяется на учащихся младших классов от первого до четвертого включительно. Все они в 2007 году будут получать горячие завтраки, и это хороший пример непосредственного и позитивного влияния законодательной деятельности на качество жизни приморцев. Считаю, что с самого начала мы встали на верный путь. Есть все основания считать, что депутаты четвертого созыва смогут и в дальнейшем принимать верные и своевременные решения, в том числе с учетом опыта предшественников.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»