На высоте птичьего полета
Во Владивостоке в кинотеатре «Нептун» прошли общественные слушания, посвященные строительству моста через бухту Золотой Рог. Мероприятие оказалось знаковым для города - о Большой мечте владивостокцев (БМВ) спорят и рассуждают не первый год и даже не одно столетие, поэтому послушать специалистов и высказать свое мнение собралось более двухсот человек.
Во Владивостоке в кинотеатре «Нептун» прошли общественные слушания, посвященные строительству моста через бухту Золотой Рог. Мероприятие оказалось знаковым для города - о Большой мечте владивостокцев (БМВ) спорят и рассуждают не первый год и даже не одно столетие, поэтому послушать специалистов и высказать свое мнение собралось более двухсот человек.
К истории вопроса
Напомним, что разговоры о наведении мостов во Владивостоке активизировались после визита в Приморье в 1959 году Никиты Хрущева. Вдохновленный американскими достижениями председатель Совета министров СССР решил сделать из портового города второй Сан-Франциско и перебросить ажурную конструкцию, по аналогии с Золотыми Воротами, через бухту. С той лишь разницей, что население Чуркина едва дотягивало до 60 тысяч человек, а в городе американской мечты проживали в то время 2,5 миллиона человек. И все же в генеральном плане Владивостока 1961 года появился проект моста. Не исчез он и в последующих разработках генеральной стратегии развития Владивостока.
В 1998 году общественность Владивостока смогла прикоснуться к БМВ в варианте на понтонах. Творческий коллектив приморских архитекторов предложил его по аналогии с мостом в Стамбуле через тамошний Золотой Рог, который появился еще в 1825 году. Тогдашний мэр Виктор Черепков поддержал идею. Цена вопроса составляла несколько миллиардов долларов, а окупиться он мог посредством установки торговых точек и введения платного проезда (1 доллар США). Однако «турецкая» версия, как и все остальные, не стала исключением - она тоже осталась на бумаге. И все-таки надежда жителей Владивостока на то, что мост рано или поздно появится, не умирала никогда.
Мечта становится явью
Главный архитектор ОАО «Приморграждан проект» (ПГП) Владимир Воробьев напомнил собравшимся, что институт только что завершил разработку генерального плана развития Владивостокского городского округа и островных территорий. Одним из ключевых направлений его стало решение транспортной проблемы. Не обошлось без БМВ и в этом документе. Специалисты выделили основную магистраль - проспект 100 лет Владивостоку и его продолжение, которое в районе фуникулера должно выходить на высокий мост и связать центр города с Первомайкой неподалеку
от остановки транспорта «Детский парк».
- В дальнейшем предполагается соединить остров Русский с материком, - завершил свой рассказ Владимир Васильевич.
По распоряжению губернатора Приморского края была создана рабочая группа по разработке проекта. Сейчас им занимается консорциум, состоящий из четырех проектных организаций. На институт возложена задача по сбору исходных данных, разработке плана и подходов; на ЗАО «Гипростроймост» и германскую команду «Леонхардт Андрэ и партнеры» - сложнейшая миссия по проектированию высоководного большепролетного моста через бухту; ОАО «Ленгипротранс» проектирует подходы к мосту и координирует взаимосвязь этих проектных организаций по вопросам согласования, чтобы все они работали в едином ключе.
Главный конструктор института «Ленгипротранс» Геннадий Гулько, который сейчас трудится во Владивостоке, рассказал, что специалистами предложены к рассмотрению сразу пять вариантов проекта, но утвержден один.
Справка «В»
Специалистами выбрана вантовая конструкция моста. Длина пролета составит 737 метров. Это будет первый в России большепролетный мост и на сегодняшний день второй в мире, а к моменту постройки станет пятым. Высота над зеркалом воды - около 60 метров. Высота пилонов - 225 метров. Профиль моста - выпуклый.
Как поедем?
Главный архитектор проекта (по линии ПГП) Виктор Криницын, который занимается проблемами привязки моста, считает, что сооружение должно органично влиться в существующую сетку улиц. Он рассказал, как будет организовано движение.
Предполагается, что оно будет шестиполосным. На мост будем заезжать с улицы Калининской (рядом с остановкой «Детский парк»), а в центральной части города автомобильный поток будет направлен через тоннель с выходом на Некрасовскую или Всеволода Сибирцева. Проезд по мосту будет платным.
Поделился своим мнением известный приморский архитектор профессор ДВГТУ Валентин Аникеев. По его мнению, по мосту не будут ходить пассажирские автобусы, так как съезд в районе улицы Всеволода Сибирцева очень крутой и автоинспекция не выдаст разрешения. Представители департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края рассказали, что технологические особенности моста таковы, что пешеходная дорожка на нем не предусмотрена, планируется только служебный проход для лиц, занимающихся эксплуатацией сооружения.
- Если соединить отдаленный район с центром 9-миллиардным мостом, то этого никакая экономика не выдержит! - считает Валентин Аникеев. - Хорошо, что дорожники нашли выход и заложили проект обеспечения сухопутной транспортной связи острова Русского с федеральной автомобильной дорогой М-60 Хабаровск - Владивосток через город Владивосток с мостами через бухту Золотой Рог и пролив Босфор-Восточный. Еще раз напомню, что мост этот экономически нецелесообразен. Нет того потока, который смог оправдать затраты на его строительство, но есть и внеэкономические факторы.
На новые квартиры?
Анастасия Валерьевна, проживающая в доме № 10 по улице Жертв революции, только на этом мероприятии узнала, что ее пятиэтажка в числе других зданий попадает под снос.
- Больше всего я боюсь, что расселение начнут в последний момент, и возникнет точно такая же ситуация, какая была при строительстве проспекта Красоты. Пока меня устраивает то место, где я живу. Я знаю, что больше такого вида из окна не получу. Меня очень интересует, каким образом будут расселять людей, когда начнут предоставлять жилье для выбора, по какой стоимости будет предоставляться квадратный метр?
Собравшимся пояснили, что каждый хозяин участка, жилого дома или квартиры, попавшей под снос, будет оповещен заблаговременно; все расходы будут включены в проектно-сметную документацию, а строительство будет вестись за счет инвестиционного фонда РФ. Все вопросы можно адресовать заказчику: г. Владивосток, ул. Бородинская, 12, департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края.
...Сейчас завершается первая стадия проектирования, которая даст оценку объекту в целом, в том числе и по стоимостным показателям. Она завершится в начале февраля; после этого проектировщики приступят к рабочей документации. Начало стройки века намечено на осень 2007 года, а завершится она, если все пойдет по графику, в 2010 году.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, (фото автора), «Владивосток»