Для зрителей старше шестнадцати…
- Завтра в 16 часов ко мне придет Кароль.., - произносит Окулист в трубку и смотрит в притихший зал. Все. Точка. Превращение слабого человека в подлеца логически завершено…
- Завтра в 16 часов ко мне придет Кароль.., - произносит Окулист в трубку и смотрит в притихший зал. Все. Точка. Превращение слабого человека в подлеца логически завершено…
На днях в Приморском краевом театре молодежи прошла премьера спектакля «Иногда они возвращаются» по пьесе Славомира Мрожека «Кароль». Постановка резко выделяется на фоне всего репертуара театра: пожалуй, впервые за многие годы на его сцене – театр парадокса, пьеса социально острая, пьеса вне времени, задевающая актуальные и сегодня общечеловеческие проблемы…
Постановка «Иногда они возвращаются» - дебют на большой сцене молодого перспективного режиссера Сергея Руденка. Выпускник Дальневосточной академии искусств, он несколько лет работал в журналистике, шоу-бизнесе, и вот первая серьезная работа, сразу обратившая на себя внимание театрального Владивостока. Режиссер однажды уже обращался к «Каролю», будучи студентом, прочувствовал, пережил пьесу, потому «Иногда они возвращаются» смотрятся на одном дыхании. Конечно, ничего идеального не бывает, есть несколько замечаний: затянутое видео в начале, обилие крика на сцене, костюмы героев, дающие временную привязку всему спектаклю. Но в целом можно смело утверждать: это успех!
На сцене – всего три человека, «Кароль» - пьеса-одноактовка, трагифарс. Пьеса, в которой, как у классика, намек – добрым молодцам урок. Наверное, именно «Иногда они возвращаются» нужно показывать не столько детям, сколько молодежи – от 16 лет, показывать – и обязательно затем обсуждать, непременно.
- Театр парадокса, называемый в СССР почему-то театром абсурда, привлекал меня со студенчества, - говорит Сергей Руденок. - Такую пьесу нужно сначала решить, как загадку, а потом уже ставить на сцене. Поэтому и работать с нею интересно. Несмотря на простоту, жанр чрезвычайно сложный, и даже опытным артистам, которые легко справляются с Гоголем, Тургеневым, Чеховым, очень часто, к сожалению, бывает нелегко справиться с ролью.
С актерами театра молодежи в этом смысле работать было интересно, я изначально сделал ставку на актеров молодых, еще не имеющих большого опыта: Дима Каплун, Костя Скударнов, Михаил Климов. Что получилось – судить зрителям (заслуженный артист России Александр Волосянко играет очень интересно, ярко, его дедушка – действительно страшное существо. – Прим. авт.).
- Хотя на афише значится «для зрителей старше 16», - продолжает Сергей, - считаю, что пьеса рассчитана на широкого зрителя. Конечно, дети, которым по 12-13 лет, могут и не понять всего смысла, вложенного в «Кароля». Ведь это трагифарс, за внешней легкостью, клоунадой скрываются серьезные социальные проблемы.
Главный режиссер театра молодежи Виктор Галкин попал в яблочко, доверив Сергею постановку. Давно театр нуждался в острых, требующих осмысления, работы души пьесах.
- Сергей Руденок - интересный режиссер, доказал, что в состоянии сделать яркий спектакль, - говорит Виктор Галкин. - О студенческих и дипломных работах Сергея (спектакль «Пикник» на сцене театра кукол, например. – Прим. авт.) много говорили в свое время. Заметьте, не только я дал свое согласие, коллектив театра был рад сотрудничать с молодым режиссером. Когда Сергей объяснил, что его тревожит в жизни, что волнует, мне стало ясно: это то, что сейчас необходимо смотреть нашей молодежи.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»