«Физики», «юрики» и таможенная лирика
Как уже сообщал «В», теперь на Владивостокской таможне за счет направления дополнительных специалистов работа идет в две смены, а время приема и оформления документов увеличилось до 12 часов. Тем не менее очереди сохраняются, поступала информация даже о некой потасовке, а также о СОБРовцах, дежурящих на таможенном посту...
Акустические усилия члена Совета Федерации РФ Владимира Федорова и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не пропали всуе. Подобно прошлогодним таможенным «мини-каталогам», заявления чиновников о необходимости запрета ввоза праворульных автомобилей в страны с правосторонним движением спровоцировали на таможнях Дальнего Востока резкий скачок показателей импорта автомобилей. Особенно это коснулось Владивостокской таможни.
Как уже сообщал «В», теперь на Владивостокской таможне за счет направления дополнительных специалистов работа идет в две смены, а время приема и оформления документов увеличилось до 12 часов. Тем не менее очереди сохраняются, поступала информация даже о некой потасовке, а также о СОБРовцах, дежурящих на таможенном посту.
Причин обвального роста количества подаваемых деклараций несколько. В Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) говорят о традиционном сезонном всплеске, о притоке «автолюбителей, пережидавших, чем закончится история с «Евро-2», а также «пессимистов», которые ждут новых неприятных сюрпризов в будущем и решили купить авто заранее, до ожидаемых катаклизмов». Кроме того, с 1 января 2007 года в соответствии с постановлением правительства №567 от 16.09.2006 таможенные платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами при ввозе грузовых транспортных средств, будут уравнены, а это означает, что «физикам» придется платить гораздо больше. «Пока не началось», физические лица ввозят грузовики прямо-таки стахановскими темпами по принципу «запас карман не тянет». Только через Владивостокский автотранспортный таможенный пост (ВАТП) физлицами с начала 2006 года ввезено вдвое больше грузовиков, нежели за аналогичный период прошлого года (14940 против 7477).
Как рассказали на брифинге во вторник и. о. начальника Владивостокской таможни Леонид Канин и начальник ВАТП Вадим Медяник, в среднем от прибытия автомобиля в порт до начала его «второй жизни» на российских дорогах проходит три дня, но собственно таможенное оформление занимает каких-то десять минут (все остальное - процедуры, прямо не связанные с таможней, в том числе оформление пресловутого экологического сертификата «Евро-2»). По словам Вадима Медяника, порой сами участники внешнеэкономической деятельности не заинтересованы в том, чтобы забирать автомобили со склада временного хранения (СВХ) – мол, расценки здесь сопоставимы с тарифами на городских стоянках, а рынок сейчас все равно «застоялся». Леонид Канин считает, что время нахождения автомобиля на СВХ искусственно увеличивают так называемые черные брокеры, которые берут с импортеров (особенно приезжих) деньги за помощь в оформлении, а потом тянут волынку и не спешат подавать документы в окно.
Укажем на один нюанс, оставшийся не замеченным некоторыми СМИ, которые поспешили заявить о том, что в этом году во Владивосток ввезено автомобилей в пять раз больше, чем в предыдущем. Действительно, если за первые 11 месяцев 2005 года «физики» ввезли через ВАТП 13390 автотранспортных средств, то за тот же период текущего года – 66946. Однако есть еще и «юрики», которые за 11 месяцев 2005 года импортировали через тот же ВАТП 123061 автомобиль, а за 11 месяцев 2006 – 128370. То есть здесь увеличение тоже имеет место, но отнюдь не столь значительное, тогда как подавляющая доля автоимпорта приходится именно на юридических лиц. Если суммировать показатели импорта автомашин «физиками» и «юриками», то получим в прошлом году 136451 штуку с января по ноябрь включительно, а в текущем – 195316 (повторим, что речь идет по-прежнему об одном только ВАТП). То есть реальный прирост в целом здесь составляет порядка 43 проц. Надо учитывать «точечный» характер взлета показателей: речь идет о физических лицах, о Владивостокской таможне, а также и об импортерах грузовой техники. Если же взять цифры по ввозу легковых автомобилей через все таможни ДВТУ, то оказывается, что за 11 месяцев 2005 года ввезено 226086 таких машин, а за 11 месяцев 2006 – 266360. Рост серьезный, но отнюдь не в «разы», как может показаться на первый взгляд.
Бум импорта начал набирать обороты еще в середине года, достигнув своего пика к ноябрю. Согласно прогнозам таможенников в декабре показатели ввоза автомобилей могут еще немного увеличиться, а с января пойдут на спад. Леонид Канин и Вадим Медяник заверяют, что продолжат делать все возможное для того, чтобы избежать очередей и ускорить время оформления автомобилей. А вот на вопрос о возможном запрете ввоза в Россию праворульных автомобилей и. о. начальника Владивостокской таможни Леонид Канин отвечает философски, как и положено сотруднику федеральной структуры: «Мы люди государевы, если введут – будем выполнять».
Автор: Василий АВЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»