Гюльчатай, покажи воду!
Гуля давно не рыла колодцев, точнее, с весны. Хотя от желающих отбоя нет: не дело жить на дачах с надеждой на дождевую воду. Люди приходят к ней с просьбами каждый день, она советует подождать.
Гуля давно не рыла колодцев, точнее, с весны. Хотя от желающих отбоя нет: не дело жить на дачах с надеждой на дождевую воду. Люди приходят к ней с просьбами каждый день, она советует подождать.
На прошлой неделе примчался к ее дому на джипе отставной полковник. Услышав отказ, заявил:
- Арестую, но без тебя не уеду. Хозяйка со свету сживет.
Женщина на поездку согласилась. Прошлась по участку, осмотрела внимательно каждый куст.
- Вода здесь. Копать надо метров двенадцать.
- Всего-то! - обрадовался отставник. - Приступай немедленно! Заплачу, сколько скажешь.
Гуля покачала головой.
- Не спеши. Найду помощника, приду сама.
- Зачем искать? Вася поможет, - вмешалась в разговор жена полковника.
- Не поможет. Здесь сноровка нужна и выносливость, - сказала Гуля, оценив фигуру бывшего командира полка критическим взглядом.
* * *
Помощники, прознав про хорошие заработки, находятся. Но Гуля доверяет не всем. Предусмотрительность обоснованная: вдруг подведет человек и сорвет с руки тяжеленное ведро? Упадет оно прямиком на голову тому, кто копает колодец. В общем, на помощника надо надеяться, как на самого себя. А мужик пошел нынче хлипкий, до водки падкий.
Идет Гуля вечером домой, встречают ее группой.
- Добавь десятку, не хватает на бутылку.
Даже не стесняются просить деньги у женщины. Срамота!
Гуля их не боится. Как-то повадились тащить у нее яйца из курятника. Выследила кто и наведалась в гости. Надела воришке горячую сковороду вместо шляпы. Жаловаться не посмел, засмеют, это страшнее всякого суда.
* * *
Рыть колодцы - особое искусство и тяжкий труд. Не каждый мужик выдерживает. Попробуй вытаскивать ежедневно из глубины по полтора-два кубометра грунта. Еще одновременно надо месить и заливать бетон, выставлять опалубку.
С Гулей мы познакомились на стройке. Она вела кладку в доме напротив, я - на своем. Залюбовался. Работает неспешно, кирпичик к кирпичику, шов словно струнка. Мне до подобной сноровки далеко. Интересуюсь в обед, где научилась.
- Отец с двенадцати лет брал на работу с собой.
- Почему тебя, не братьев?
- Они больше торговлей увлекались, а меня стройка манила.
Отец, знатный каменщик в округе, радовался подобной тяге. Мать же успокаивала: «Не хочет дочка ковры ткать, ее дело. Научу Гюльчатай класть печи, всегда с хлебом будет».
Днем выполняли наряды совхозного прораба, вечерами шли по аулу на заказы. Однажды отец послал Гулю одну. Приказал:
- Чтобы к утру печь была готова. Сам приду проверять.
Едва поднялась заря, Нурмухаммед уже наблюдал, как дочь поджигает в топке бумагу. Заметив, как весело затрещали щепки, пофилософствовал:
- Будет в доме тепло, будут счастье и достаток.
В Находку Гюльчатай приехала в начале 90-х. К тому времени в Дагестане колхозы и совхозы развалились. Мастерство каменщика оказалось невостребованным. Но не только это повлияло на решение сменить место жительства. Случилась семейная трагедия, сделавшая пребывание в родном селении адской мукой.
Стала торговать на городском рынке фруктами, овощами, да заскучала без любимого занятия. Как-то на свой страх и риск решила пройти по Золотарям - дачной окраине Находки. Вдруг кому-то понадобится дом сложить или сарай. Обошла половину садового общества, никому ничего не требовалось. Опасались, видно, что женщина не справится с подобными работами.
- Колодец бы кто вырыл, - поговорив с Гулей, произнес с надеждой хозяин одной из усадеб. - Никто не берется, извелись мастера.
Вспомнив, как это делают в Дагестане, взялась. Сооружение получилось на славу. Испить воды наведались соседи по улице. Так к Гуле пришла известность, мол, живет на Золотарях женщина-аварка, все умеет по строительной части.
Полюбопытствовал у нее:
- Какой самый глубокий колодец в своей жизни вырыла?
- Восемнадцать метров.
- Ничего интересного ни разу не находила?
Засмеялась Гуля:
- Золота так и не нашла. А глину с глубины беру. Цены ей нет в растворе.
Мне Гуля тоже здорово помогла. Сложила печь на загляденье, с большим обогревателем, духовкой. Куда там мужикам-печникам! Те ляпают, лишь бы быстрее, за штукатурку отдельную плату требуют. Аварская же мастерица все делает от топки до трубы и берет, по нынешним меркам, совсем недорого.
В наше время стало модным приглашать на стройку гастарбайтеров из Кореи или Китая. Наверное, резон в этом есть, когда объем работы велик. Но если у вас возникнет мысль воздвигнуть сравнительно небольшой дом, советую обращаться именно к ней. Возведет от фундамента до конька. А найти Гулю очень просто: на Золотарях все знают, где живет умелая аварка, дорогу к ее скромной усадьбе каждый покажет.
Автор: Владимир ЧЕТВЕРГОВ, Алексей БУЯНОВ (фото), специально для «В»