Правый уклон депутатов
Дальний Восток, Сибирь и многие другие российские регионы охватила волна протестов против очередной озвученной сенатором Владимиром Федоровым инициативы запретить правый руль...
Дальний Восток, Сибирь и многие другие российские регионы охватила волна протестов против очередной озвученной сенатором Владимиром Федоровым (членом партии «Единая Россия», руководителем межведомственной группы по подготовке нового проекта закона «О безопасности дорожного движения») инициативы запретить правый руль. Страна у нас такая, что законы в ней могут вступать в силу лишь после принятия их Федеральным cобранием, и в первую очередь – Государственной думой РФ.
Приморский край в Госдуме, как известно, представляют пять депутатов – прошедшие по партийным спискам Виктор Клюс и Владимир Гришуков, а также избранные по округам Василий Усольцев, Виктор Черепков и Светлана Горячева. В конце минувшей недели и в выходные корреспондент «В» связался с каждым из приморских депутатов, чтобы узнать, как они относятся к происходящему. Их позиции мы и приводим ниже.
Первое слово, как положено, даме.
Светлана Горячева, независимый депутат:
- Мы - я говорю мы, потому что выражаю не только свою позицию, но и всех депутатов-дальневосточников - единодушно и категорически против обсуждаемого запрета правого руля. Мы отдаем себе отчет, что около 10 миллионов человек в стране, преимущественно на Дальнем Востоке и в Сибири, может оказаться под ударом, а этого допускать никак нельзя.
У меня лично вообще складывается впечатление, что, когда в стране все хоть немножко успокаивается, стабилизируется, кому-то (а в этот раз, похоже, правительству) очень хочется устроить очередное потрясение.
Некоторые говорят: зря, мол, народ, бузит, никакого законопроекта нет и в помине. А я считаю: правильно люди выражают свой протест, нельзя молчать в таких ситуациях. И дело даже не в том - есть такой законопроект или нет его; дело в другом: явно запускается пробный шар, чтобы посмотреть на реакцию населения - стерпит или начнет возмущаться?
Кроме того, надо иметь в виду, что пресловутый законопроект (который, кстати, до сих в Госдуму не поступил), вполне возможно, и не содержит такой нормы. А всплывет она из какого-нибудь нового «технического регламента», который зреет в недрах Минпром-энерго. И законопроект окажется тогда просто ширмой. Поэтому я подготовила депутатский запрос на имя председателя правительства РФ Михаила Фрадкова с просьбой разъяснить: на чем основаны все спекуляции вокруг правого руля? Знаю, что такие же запросы подготовили и некоторые другие депутаты. Могу твердо сказать, что, если меня и моих коллег ответ не устроит, мы постараемся инициировать парламентский запрос, а это уже другой уровень.
Мы не раз в рамках «правительственных часов» в Госдуме спрашивали и у министра внутренних дел, и у начальника ГУ ГИБДД МВД РФ: есть претензии к правому рулю? Есть статистика, подтверждающая, что именно такое расположение руля способствует росту аварийности и ДТП? Нет ответа. Так о чем тогда говорить?
Знаете, в такой ситуации полезно задаваться вопросом: а кому это выгодно? Так вот, лично я глубоко убеждена, что идет скрытое лоббирование интересов западных автомобилепроизводителей, которые не способны конкурировать с доступными и качественными «японками». Торжества этого лоббизма и я, и мои коллеги постараемся не допустить.
* * *
Василий Усольцев, «Единая Россия»:
- Буквально на днях мы обсуждали эту проблему на так называемой группе Пехтина, объединяющей около сотни депутатов из Сибири и с Дальнего Востока. Наше единодушное мнение - категорически против любых запретов. Здесь однозначно нужен не метод принуждения, а метод убеждения. Когда собираемые в России машины будут иметь сопоставимую стоимость и качественные характеристики по сравнению с ввозимыми сегодня из Японии, тогда рынок сам все немедленно отрегулирует.
Я хорошо понимаю тревогу членов инициативных групп, которые организовывают акции протеста и митинги. Вместе с тем хочу напомнить землякам, что два месяца назад в Приморье был спикер Госдумы, лидер нашей партии Борис Грызлов. И, отвечая на заданный ему вопрос, он однозначно заявил, что вопрос с правым рулем с повестки дня снят и возвращаться к нему никто не собирается.
Хочу заверить приморцев еще в одном: если даже такой вопрос в Государственной думе и возникнет, то какими бы жесткими ни были требования к соблюдению партийной дисциплины и я, да и, наверное, большинство здравомыслящих депутатов - особенно от нашего огромного региона - будем голосовать исключительно против.
* * *
Виктор Черепков, «Свобода и народовластие»:
- Моя позиция известна жителям Приморского края. Еще когда в середине 90-х годов прошлого века - при премьере Викторе Черномырдине - этот вопрос впервые был поднят, я категорически выступил против и начал бороться. И с тех пор мои взгляды и убеждения ничуть не изменились.
Сегодня, к сожалению, эта ситуация повторяется, и уже не в первый раз. Главная, на мой взгляд, причина состоит в том, что власть используется как инструмент лоббирования чьих-то узких, корыстных интересов. Считаю такой подход коррупционным и антинародным и буду с ним бороться столько, сколько хватит моих сил.
* * *
Виктор Клюс, «Единая Россия»:
- Те беспокойство и волнение, которые есть сегодня у людей, я считаю, безосновательны. Такое ощущение, что кто-то специально обостряет ситуацию. Откуда вообще взялась дата 14 декабря, когда якобы в Госдуме будет обсуждаться вопрос о запрете правого руля? 14 декабря - четверг, а пленарные заседания в Государственный думе проводятся исключительно по средам и пятницам - если, конечно, не возникает какого-то чрезвычайного повода для срочного сбора депутатов.
Более того, как зампредседателя профильного комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи могу сказать, что никакого законопроекта к нам для обсуждения пока не поступало.
Теперь, что касается нашумевшего заявления Владимира Федорова. Руководство партии «Единая Россия» действительно поставило перед сенатором Федоровым задачу подготовить проект нового закона «О безопасности дорожного движения». И он возглавляет межведомственную группу по подготовке этого документа, работа над которым, насколько я знаю, все еще продолжается. Однако никаких идей о запрете правого руля руководством нашей партии не вынашивается. И прозвучавшее громкое заявление является не более чем личной позицией сенатора Владимира Федорова. Но согласитесь, что между личной позицией и федеральным законом есть некоторая разница!
Я вхожу в экспертный совет «Единой России» по транспорту, мы тоже пока не видели этого документа. Думаю, что ситуация больше раздута, чем представляет реальную угрозу. Но как бы там ни было, хочу твердо заявить жителям края, что при любом раскладе буду до конца отстаивать интересы наших земляков.
* * *
Владимир Гришуков, «Коммунистическая партия Российской Федерации»:
- Вообще не понимаю, о чем здесь можно говорить. Позиция нашей партии однозначна, и вы наверняка знаете, что в Приморье ее огласил крайком КПРФ, первым секретарем которого я являюсь: мы категорически против любой подобной постановки вопроса и твердо поддерживаем все акции протеста, которые организовывают и проводят не только в нашем крае, но и по всей стране.
В самой постановке вопроса вижу некую спекулятивность: разве этим сейчас нужно заниматься? У нас столько проблем на селе, в жилищно-коммунальном хозяйстве, не лучшее положение с уровнем жизни населения, а тут, понимаешь, правый руль оказывается главной проблемой, которая заботит власть!
Я уже не говорю о доступности японских машин, их качестве, технических характеристиках, которые значительно превышают то, что нам хотят навязать. Но если мы как законодательный орган во главу угла ставим заботу о наших гражданах, то должны отдавать себе отчет, что в случае введения каких-то запретов под ударом окажутся миллионы людей. Можно ли это допустить? Ни в коем случае!
* * *
Вот такая однозначная позиция людей, представляющих Приморский край в Государственной думе РФ. Нет повода для споров и дискуссий. А значит, и для наших с вами волнений?
Очень хотелось бы верить, что это действительно именно так. И что все поползновения - коллег ли однопартийцев, лоббистов ли, представителей правительства - будут пресекаться нашими избранниками, что называется, на корню в соответствии с их озвученными твердыми заявлениями.
Повторю еще раз: очень хочется в это верить.
И лишь несколько моментов подогревают червоточинку сомнений. Во-первых, поименные результаты практически всех голосований в Госдуме не являются секретом и почти сразу становятся общедоступными. И мы очень хорошо знаем, кто из наших депутатов - при всех клятвах постоять за дело народа - и как голосовал, когда, к примеру, принимался известный 122-й закон или когда голосовался вопрос о передаче Китаю двух островов в устье Амура…
Ну и, во-вторых, мы стараемся не забывать давнюю шутку (в которой лишь доля шутки): если все невесты такие ангелы, то откуда берутся жены-мегеры?..
Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»