Борьба с «удобным флажком»

Во вторник, 5 декабря, «Российская газета» официально опубликовала подписанное премьер-министром Михаилом Фрадковым постановление правительства РФ «О специальных световых и звуковых сигналах», принятое в исполнение еще сентябрьского указа президента «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».

8 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2063 от 8 дек. 2006

Во вторник, 5 декабря, «Российская газета» официально опубликовала подписанное премьер-министром Михаилом Фрадковым постановление правительства РФ «О специальных световых и звуковых сигналах», принятое в исполнение еще сентябрьского указа президента «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Тогда Владимир Путин поручил правительству разобраться с бесконтрольно размножившимися проблесковыми маячками и «крякалками», а также упразднить так называемые флажковые, или федеральные, номера.

Каждому региону – по спецсигналу

Небольшая, но важная оговорка: право на спецсигналы (те самые сирены и проблесковые маячки синего цвета, дающие преимущество на дороге и позволяющие отступать от требований правил дорожного движения) в России по-прежнему имеют автомобили двух категорий. К первой относятся машины со специальными цветографическими схемами, то есть раскрашенные особым образом автомобили оперативных служб (это «Скорая помощь», пожарная охрана, милиция, аварийно-спасательные службы и военная автоинспекция). Все они и впредь будут ездить, грубо говоря, как угодно – с мигалками и сиренами. Что касается постановления правительства, то оно относится лишь к автомобилям второй категории, то есть лишенным специальных цветографических схем. Здесь-то и принято количественное ограничение в 977 таких автомобилей по всей стране. Хотя использования спецсигналов на «раскрашенных» машинах это не отменяет и не ограничивает.

Согласно постановлению наибольшее количество нераскрашенных машин, имеющих право на спецсигналы, теперь достанется ФСБ – 230. В МВД такое право оставлено 173 машинам, в ФСО – 150 (с одной оговоркой: без учета машин сопровождения лиц, подлежащих госохране), в администрации президента – 50, в генпрокуратуре - 65, в аппарате правительства - 35, в Минобороны – 20, в Госдуме - 12, в Совете Федерации – шесть. Власти регионов получат 87 машин, то есть по одной на каждый субъект федерации (а уж пользоваться этой привилегией самому или делегировать кому-нибудь другому – предстоит решать губернаторам). Всего по одному спецсигналу оставлено большинству федеральных министерств и ведомств (за исключением разве что МИДа, имеющего право на пять таких машин).

Кроме того, постановление правительства поручает МВД до 1 февраля 2007 года перерегистрировать всех обладателей «флажковых» номеров (на которых вместо регионального кода помещен большой триколор) и выдать им взамен самые обычные государственные регистрационные знаки.

«Голь» на выдумки хитра

Все эти инициативы уже сегодня вызывают целый ряд вопросов. С одной стороны, борьба с нелегальными спецсигналами ведется в стране постоянно, в том числе и в Приморье, хотя нельзя сказать, что очень активно. Руководители краевой госавтоинспекции сообщали о мигалках, изъятых, в частности, у энергетиков, связистов и др. Более того, еще осенью информированные лица утверждали, что спецсигналов лишились сенатор Игорь Пушкарев и вице-губернатор (на тот момент) Сергей Передрий, а также один очень известный бизнесмен. С другой стороны, ссориться с самыми влиятельными лицами края никто не желает и поэтому наряду с официально принятыми нормами существуют и неписаные правила, создающие некоторым персонам режим наибольшего благоприятствования. Есть и вполне легальные лазейки в виде привлечения в качестве сопровождения автомобилей той же милиции с «боевой раскраской» и спецсигналами, не говоря уже о ФСО.

Кроме того, контроль за законностью установки спецсигналов – дело нелегкое (особенно в Москве) и даже опасное для слишком ретивых инспекторов ДПС. И вообще, строго говоря, опубликованное 5 декабря постановление правительства на самом деле практически не уменьшает разрешенное в стране количество легальных спецсигналов, так как носит заведомо суженный и щадящий характер. Кстати, альтернативный законопроект - о сохранении в России только восьми мигалок для самых высших должностных лиц – давно и без всякого движения лежит в Госдуме…

По чему подписанное Фрадковым постановление действительно бьет, так это по тем самым «флажковым» федеральным номерам, от автомобилей с которыми в центре Москвы просто рябит. Теперь все подобные номера должны быть упразднены подчистую, за счет чего и планируется уменьшить количество привилегированных автомобилей на дорогах. В Приморском же крае на такие номера имеют право только три человека (не считая «наших» депутатов Госдумы и членов Совета Федерации), а именно: губернатор, главный федеральный инспектор и председатель Законодательного собрания. На деле «флажками» пользуются двое последних, тогда как губернатору достаточно «обычного» номера С001СС25RUS. Корреспондентам «В» приходилось видеть во Владивостоке с федеральными номерами и других лиц, например, депутата Госдумы Владимира Гришукова. Теперь всем им, за исключением губернатора, и так не пользовавшегося (по крайней мере в Приморье) законной номерной привилегией, придется перерегистрировать свои автомобили и укрепить на них рядовые регистрационные знаки с черными цифрами на белом фоне.

Впрочем, уже сейчас можно предположить, что упразднение спецномеров даст новый импульс модным номерным сериям, которые успешно существуют и ныне. Речь идет об особых номерах, выдающихся не абы кому, а либо «нужным» людям и организациям, либо всем подряд, но за определенную сумму. Любой автомобилист без труда припомнит подобные серии с буквами А…АА, О…ОО, С…СС, Н…НН, Т…ТТ и т. п., которые, строго говоря, не дают никаких преимуществ, однако довольно высоко котируются с точки зрения неписаной иерархии участников и правил дорожного движения. Вероятно, «раскулаченные» персоны просто получат номера специальной серии, по козырности не уступающие упраздненным «флажковым». Подобные прецеденты уже имеются: транспорт приморских милиционеров, в массе своей лишенный «синих» номеров, украсился не менее узнаваемыми знаками М…ВК125RUS, а тому же губернатору федеральный номер был без надобности и ранее. Кроме того, ради заезжей VIP-персоны можно вообще перекрыть дороги, по причине чего мигалка и сирена такому гостю будут вовсе не нужны.

Борьба с привилегиями на дорогах сильно напоминает очередную кампанейщину, цель которой – отчитаться перед президентом о выполнении его поручений. А если аварийность не будет уменьшаться, можно в очередной раз списать все на низкие штрафы или неправильно расположенный руль.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»