Чужие здесь не ходят
Фраза всех последних дней: «А вы слышали? Убили священника. И жену, и троих его маленьких детей!!» Привыкший и почти индифферентный уже к сообщениям об убийствах - то банкира, то предпринимателя, то политика - наш российский мир взорвался.
Фраза всех последних дней: «А вы слышали? Убили священника. И жену, и троих его маленьких детей!!». Привыкший и почти индифферентный уже к сообщениям об убийствах - то банкира, то предпринимателя, то политика - наш российский мир взорвался.
Болью, недоумением, оторопью. Господи, до чего дошла страна? Именно вся страна. Потому что народ сразу поставил не локальный, а социальный диагноз: какая-то глубинная деградация всего и вся…
Заживо сожгли в деревенском доме, в селе с милым русским именем Далекуши Тверской области, отца Андрея Николаева. Шокирующие подробности: возможно, предварительно всю семью убили, прокуратура заявила, что тела найдены в неестественных позах. И двери дома заперты с внешней стороны.
Убивали за водку. За то, что спившиеся мужики норовили украсть иконы и утварь, а он охранял. Активно боролся с пьянством. Проповедовал.
Интернет - достаточно объективный срез общественного мнения - полон комментариев, догадок, размышлений, официальных и «уличных». Скептичных: «Ну конечно, сейчас наши доблестные правоохранители спишут все на короткое замыкание. Или сообщат, что дом сгорел вследствие внезапно разыгравшегося поблизости извержения вулкана». Прагматичных: «Свои деревенские мужики вряд ли пошли бы на такое. А вот кто тут водкой торговал - могли». Или с робкой надеждой: «И вовсе в этом селе все не так уж плохо. Ну пьют мужики, но по вечерам не собираются, чтоб обсудить, кого завтра сжечь живьем».
Пожалуй, в одном едины все виртуальные и реальные соотечественники: очень неблагополучно в царстве нашем, несмотря на все уверения власти, что жить мы стали лучше и веселее, а нацпроекты все результативнее.
В православной гимназии Владивостока в среду прошла панихида по погибшим. Мы беседуем с директором гимназии отцом Игорем Талько. «Зло правит бал и больше не скрывается, - с горечью говорит священник. - Чего ожидать от общества, в котором главной ценностью стали только деньги и плотоугодничество. А за ними - пустота. Каждый день по телевизору показывают убийства и насилие, массовое чтиво - глянцевые журналы с полуобнаженными индивидуумами. Недавно в селе Алексеевка под Уссурийском стали восстанавливать православный храм. Туго пришлось строителям и архимандриту Иннокентию, который эту работу организовывал: некие личности бомжеватого вида активно ругались, что тут не клуб будет, а церковь (исторически здание церковное). Помните, у Достоевского: когда в сердце нет Бога, все мне позволено…».
С этим вряд ли поспоришь. Только как человек светский добавляю: духовное - важно, но есть и другая сторона, самая что ни на есть земная. И что Тверская область, что Приморье - все едино. Еду по Ханкайскому району: все рисовые чеки давно и безнадежно заросли, сгинула роскошная система мелиорации… Заколоченные окна домов. По осени к нам, группе рыбаков-любителей, подъехал на лошадке мальчишка лет десяти. Угощаю его шоколадкой, он отказывается и просит заменить эти глупости деньгами. И тут вглядываюсь: мальчишка-то в стельку пьян… Потом подъехала группа парней - предложили свежей рыбки на продажу. Ребята только этим живут - другой работы почти нет.
А много ли мы слышим об успешных и богатых хозяйствах на селе? А чьи дома в деревнях самые богатые? Фермера? Нет, районного чиновника…
И только духовной проповедью тут не помочь. Экономика нужна, и все остальное, из нее проистекающее - школы, клубы, библиотеки, спортивные секции.
Но есть в страшной истории с тверским батюшкой и вовсе дикое обстоятельство. Он просил о помощи! Он предупреждал! За месяц до расправы говорил, писал, выступал по телевидению. И документальный фильм с его участием показали, и в газете «Известия» написали - стоит только открыть архив за 19 октября… Вот цитата: «Я не смогу выстрелить в человека, - говорит он, - выстрелю в воздух. Но вор будет стрелять в меня».
Убивали семью, всю, под корень - свои (не из Америки же приехали!). И услышать криков о помощи тоже не захотела - своя милиция. Власти. В упор не заметили опасности для человека.
Только разве равнодушию властей кто-то удивился?
Трагическим образом эта история в Тверской области переплелась с нашей, случившейся во Владивостоке. Убили, зарезали мальчишку прямо в автобусе. И никто не задержал убийцу. И все поспешили выскочить из окровавленной машины.
И что там происки ЦРУ, НАТО? Или всех вместе взятых прибалтов, которые искореняют памятники или выдавливают россиян.
Свои безжалостно истребляют своих. Одни - те, кто повыше, - тотальным неумением организовать экономические дела своей страны, какими-то глупыми, непутевыми законами. Другие вот так - за сотню рублей на бутылку водки…
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»