Родители в армии

- Скоро дойдет до того, что в армии за солдатами горшки выносить будут и шнурки им завязывать. По-моему, это бред, - вот так 23-летний Денис из Владивостока, совсем недавно отслуживший два года в Амурской области, высказался о новой инициативе министра обороны России. А именно о создании в армии так называемых родительских инспекций.

5 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2060 от 5 дек. 2006

- Скоро дойдет до того, что в армии за солдатами горшки выносить будут и шнурки им завязывать. По-моему, это бред, - вот так 23-летний Денис из Владивостока, совсем недавно отслуживший два года в Амурской области, высказался о новой инициативе министра обороны России. А именно о создании в армии так называемых родительских инспекций. Есть еще как минимум два мнения на этот счет. Первое: что гражданский контроль наконец-то приведет к порядку. А второе: это очередная «показуха». 

В любом случае уже со следующего года доступ родителей в воинские части должен быть максимально открытым. Насколько это хорошо, мы поинтересовались у тех, чья непосредственная роль - «нянчиться» со служивыми. 

Насколько нова идея министра обороны? Есть ли уже сейчас примеры «родительских инспекций»? Как у вас складываются отношения с мамами, переживающими за своих детей?

Заместитель командира соединения надводных кораблей ТОФ по воспитательной работе капитан второго ранга Юрий Парасочко (Ю. П.):

Юрий Парасочко: Мы готовы работать с каждой матерью- Собственно, работа с родителями велась всегда. Когда к нам приходит новый матрос, мы обязательно отправляем письмо его родителям. В нем, во-первых, вкратце описываем, где и как служит их чадо. А во-вторых, просим их самих рассказать о сыне, об особенностях его характера. Чтобы узнать, требует ли он особого внимания. Такие письма мы отправляем родителям каждого матроса. Приходит ли на них ответ - дело другое. В большинстве своем приходит. Часто матери указывают, что парень не любит, рассказывают о проблемах в семье. И мы уже знаем, чего от него ждать. Кроме того, мы сообщаем домашним матросов свои телефоны, в том числе и мобильные. Часто звоним сами. Например, чтобы спросить совета, чем помочь парню, который получил письмо и ходит грустный. Или даем возможность ему самому поговорить с мамой.  

Заместитель командира соединения дизельных подводных лодок ТОФ по воспитательной работе капитан второго ранга Дмитрий Киселев (Д. К.):

Дмитрий Киселев: Нововведение – только во благо- Министр хочет организовать родительскую общественность и наделить ее контролирующими функциями. Именно ту ее часть, которая имеет возможность лично приезжать на места службы. Сейчас таких не так уж и много. В месяц проездом или специально приезжает до пяти мам, пап или просто родственников на все соединение. Иногда вместе с девушками. У нас есть, где их разместить. Ведь мы понимаем, что воспитание любого человека, в том числе и защитника Родины, возможно только через семью.

Ю. П.: - Есть части, в которых не все в порядке. Там родители нужны в первую очередь. Вот любит кто-то бегать в самоволку, не понимает предупреждений - тогда мы просим родителей повлиять на него. А парня дисциплинирует уже само напоминание, что мы можем сообщить родителям и огорчить их.

- А мешают ли сердобольные мамы службе?

Ю. П.: - Конечно, матери не всегда понимают основы службы, многие моменты вызывают у них шок. Однако мы стараемся объяснить им права военнослужащих, идем навстречу, если матросу нужен отпуск, чтобы помочь дома заготовить дрова на зиму. Само собой, спрашивать маму, идти ли ее сыну в бой, никто не станет. Но мы всегда «за», если родители будут, к примеру, помогать организовывать досуг.

Д. К.: - Если матери что-то не нравится в быту воинской части - ничто не мешает ей это что-то изменить в рамках законодательства. А еще я бы с удовольствием приглашал родителей, которые могли бы беседовать со всем коллективом о жизни, о службе. Рассуждали бы о гражданском долге все вместе.

- Способны ли родители стать причиной конфликта? К одним, «маменькиным сынкам», приезжают, заботятся, другие этого лишены…

Ю. П.: - Тут дело не в родителях, а в самом парне. Если он ведет себя как «маменькин сынок», психологически не готов к службе, само собой, любить такого не будут. И как он сам реагирует на приезд мамы, допустим, хнычет, ни с кем не делится гостинцами - такое к нему и отношение. Вообще, с каждым годом в армии все больше и больше сирот и парней, выросших без отцов. Последним служба дается очень тяжело. Бывает, что новоиспеченного матроса растили мама, старшая сестра и бабушка. И командиру приходится брать роль отца на себя и воспитывать его по-мужски.   

- Насколько необходимо будет пристальное внимание к армии родителей, когда срок службы сократится? А контрактникам, которых должно стать больше, родительская забота нужна?

Д. К.: - Когда срок службы станет меньше, родители будут нужны тем более. Потому что узнать матроса нужно будет еще быстрее. И еще быстрее адаптировать его к новым условиям. Служба станет насыщеннее и тяжелее, изучать сложную технику придется буквально бегом. И это при том, что уровень призывников все ниже и ниже.

С родителями контрактников мы тоже работаем. Связываемся с ними: согласны ли они на такой шаг сына? Чаще всего бывают не согласны лишь с местом службы.

Автор: Вера КОНЮХОВА (фото автора), «Владивосток»