Что делать с Ким Чен Иром?
Ударный авианосец ВМС США «Китти Хок» в сопровождении атомной подлодки, нескольких ракетных крейсеров и фрегатов курсирует сейчас в непосредственной близости от побережья Северной Кореи, проводя, как было объявлено, плановые учения. Их содержание не разглашается...
Ударный авианосец ВМС США «Китти Хок» в сопровождении атомной подлодки, нескольких ракетных крейсеров и фрегатов курсирует сейчас в непосредственной близости от побережья Северной Кореи, проводя, как было объявлено, плановые учения. Их содержание не разглашается. Однако маневры эти очень напоминают отработку отдельных пунктов принятого Пентагоном еще в прошлом десятилетии «Оперативного плана 5026». Он предусматривает точечные удары по ядерным объектам КНДР с предварительным подавлением ее ПВО и систем управления.
Дискуссия о возможном военном решении «проблемы Северной Кореи» вновь оживилась после проведенного Пхеньяном 9 октября взрыва плутониевого заряда. Соседей КНДР не устраивает ее стремление стать полноценной ядерной державой. И самое главное: этого не хочет Пекин - главный союзник и спонсор Пхеньяна.
Китайский ультиматум
Через три дня после северокорейского ядерного испытания два влиятельных человека провели в китайском городе Шэньяне секретную встречу. Глава МИД КНР Ли Чжаосин сообщил на ней своему собеседнику, что Пекин не потерпит второго взрыва и готов на жесткие меры. Партнером по переговорам был главный внешнеполитический советник северокорейского вождя Ким Чен Ира - первый заместитель главы МИД КНДР Кан Сек Чу.
Результатом встречи стал всплеск внешнеполитической активности - 19 октября высокопоставленный эмиссар Китая встретился в Пхеньяне с самим Ким Чен Иром, который пообещал пока не проводить второй ядерный взрыв. А 31 октября было объявлено, что Пхеньян отказывается от бойкота шестисторонних переговоров о своей ядерной программе - с участием представителей двух Корей, Китая, России, США и Японии.
Но даже если переговоры возобновятся, все понимают: КНДР будет просто тянуть время, а США не только не откажутся от санкций, но постараются еще более стянуть кольцо блокады вокруг ненавистных пхеньянских коммунистов.
А может быть, предпримут и более решительные шаги.
«Оперативный план 5026»
Детальные планы военного удара по КНДР были разработаны в 1994 году - еще при администрации Билла Клинтона. В Пентагоне подготовили три варианта. Первый предусматривал «хирургические удары» с применением крылатых ракет и бомб лазерного наведения по единственному действующему на севере Кореи ядерному реактору советского «чернобыльского» типа. Попутно в том же центре в Йонбёне в 90 км к северу от Пхеньяна предполагалось уничтожить химический завод по обогащению наработанного плутония.
Более широкий «Оперативный план 5026» предусматривал в условный «день Х» нанесение ударов по 944 целям силами авиации и крылатыми ракетами. Помимо центра в Йонбёне предполагалось уничтожить ракетные базы, всю систему ПВО, средства связи и командные пункты.
Наконец, была и программа блицвойны из пяти этапов, допускавшая высадку морской пехоты, а потом - и оккупацию КНДР. Она напоминала операцию по разгрому режима Саддама Хусейна в Ираке.
В итоге все эти разработки Пентагона «положили на полку». Ни один из планов не гарантировал мгновенного уничтожения военной машины КНДР, которая держит напротив Сеула тысячи стволов артиллерии и сотни ракет «Скад», имеющих в том числе и химические боеголовки. Каким бы молниеносным ни был удар «Томагавками» и «умными» бомбами, нельзя исключать ответного массированного залпа, почти гарантированно уничтожающего столицу Южной Кореи. «День Х» привел бы к гибели десятков тысяч человек. Ущерб был признан неприемлемым - и США сделали ставку на переговоры.
Президент Буш сейчас еще больше скован в выборе силового варианта, чем когда-то Клинтон. Вашингтон завяз в Ираке и Афганистане. Нарастающие призывы к уходу из Ирака делают для Вашингтона почти невозможной новую военную операцию такого же образца, но с еще более неясными результатами.
Правда, в последнее время участились разговоры, что при определенных обстоятельствах применить силу против Северной Кореи может... Пекин.
Пхеньян берет примет с Мао Цзэдуна
- Ядерное испытание в КНДР обычно трактуют только как вызов США, - говорит токийский эксперт, пожелавший сохранить анонимность. - Однако это была и декларация независимости Пхеньяна от Пекина. Взрыв 9 октября был, по сути, повторением китайского ядерного испытания, с помощью которого Мао Цзэдун в начале 60-х показал, что не хочет быть марионеткой СССР. Теперь Китай столкнулся с таким же бунтом со стороны Северной Кореи.
Свою политику в отношении КНДР Пекин формулирует так: мы за стабильность на Корейском полуострове и за его безъядерный статус. Первая часть формулы означает, что Китай хотел бы сохранить коммунистический режим на севере Кореи при своем доминировании в этом районе. Пекин не заинтересован в объединении полуострова, которое может произойти только при лидерстве Сеула. Единая Корея стала бы мощным региональным соперником Китая.
Однако ставка на сохранение КНДР не означает, что Китай смирится с ее ядерным вооружением. Это сделало бы Пхеньян опасным самостоятельным игроком, увеличило риск военного конфликта с непредсказуемыми последствиями. Меньше всего Пекин хотел бы приведения в действие одного из ныне замороженных планов Вашингтона с последующим захватом севера Кореи американо-сеульскими войсками.
Пекин поддержал в Совбезе ООН санкции против Пхеньяна. Они предусматривают, в частности, запрет на передачу КНДР наступательных вооружений и материалов, связанных с созданием средств массового уничтожения. Однако Пекин пошел дальше - еще в сентябре после проведенных в июле пусков северокорейских баллистических ракет он прекратил поставки нефти в КНДР. Мера ощутимая: 90 процентов этого сырья поступает в Северную Корею из Китая. В том же сентябре Пекин снизил с 3000 до 262 тонн отгрузку дизельного топлива своему союзнику. Были приостановлены денежные переводы в КНДР из китайских банков.
Компактные боеголовки и голодные бродяги
В октябре министерство обороны Южной Кореи представило доклад, в котором говорится: Пхеньян имеет до 50 кг оружейного плутония. Этого достаточно для изготовления 7-8 ядерных зарядов. Главная цель Пхеньяна - разработать компактную боеголовку, которую можно установить на баллистические ракеты. Эксперты полагают, что на это КНДР потребуется 3 - 5 лет. Впрочем, для доставки плутониевой бомбы к цели Пхеньян уже сейчас может использовать 28 имеющихся у него бомбардировщиков советского образца.
Время работает на Северную Корею - никто пока не способен помешать ее военным планам. Однако эта неуязвимость иллюзорна - по японским оценкам, в стране от голода ежегодно умирают 30 - 40 тысяч человек, 4 процента населения находятся в положении бездомных бродяг, кочующих в поисках еды. Экономический крах режима - дело времени, поскольку начатые было в КНДР реформы китайского образца невозможно осуществить, враждуя с внешним миром.
Ким Чен Ир отчаянно лавирует и на удивление умело использует скудный набор имеющихся у него средств - для воздействия на КНР он, например, пытается разыграть карту «сближения с Россией». Не случайно, как говорят, о своем ядерном испытании Пхеньян известил Москву за 2 часа, а Пекин - всего за 20 минут. Однако российское руководство не проявляет особого интереса к играм на корейском направлении, отдав их на откуп Пекину. Да и рычаги влияния на КНДР у Москвы невелики.
Грязное белье «любимого руководителя»
С 2002 года, по японским данным, Пекин держит вдоль пограничной с КНДР реки Ялу две полностью укомплектованные дивизии. А летом там была замечена оснащенная новейшими вооружениями моторизованная дивизия численностью 30 тыс. человек. Японский эксперт Масахиро Миядзаки убежден: Пекин рано или поздно пойдет на прямую или завуалированную оккупацию КНДР. Наилучшим вариантом для него было бы создание там управляемого и предсказуемого прокитайского режима, который бы отказался от ядерной программы, получил международное признание и начал постепенные рыночные реформы по написанному в Пекине сценарию. Такой вариант, вероятно, устроил бы и Вашингтон. Однако для его осуществления нужно «небольшое условие» - исчезновение с политической арены Ким Чен Ира.
В Японии только что были опубликованы признания отставного южнокорейского разведчика Ли Чжон Сика, который рассказал, что агентам Сеула несколько лет назад удалось добыть... нестираное нижнее белье пхеньянского вождя. Его исследование показало: Ким Чен Ир страдает диабетом в опасной форме. Медики якобы отвели северокорейскому лидеру не более 5 лет жизни.
Пекин, конечно, лучше других осведомлен о самочувствии Ким Чен Ира. Китай - единственная страна в мире, которая способна иметь разветвленную разведсеть в КНДР и поддерживать неформальные контакты с ее высшим руководством, в том числе с военными.
Ряд экспертов в Токио допускают, что Китай мог бы дать США информацию о пребывании Ким Чен Ира, чтобы позволить американцам выполнить «грязную работу» с помощью хорошо нацеленной крылатой ракеты. После этого власть в Пхеньяне взяли бы ориентированные на Китай военные при силовой поддержке Пекина. Однако есть одно «но» - Вашингтону за содействие нужно пообещать на Дальнем Востоке нечто существенное, а стратегическая цель Китая - максимально ослабить влияние США в регионе.
Как бы то ни было, ни США, ни Китай не хотят пускать Пхеньян в «ядерный клуб». «День Х» по-прежнему не исключен, и остается только гадать, кто в этом случае окажется быстрее - американские авианосцы или китайские дивизии, стоящие на реке Ялу.
P.S. Кто еще может создать атомную бомбу
Северная Корея стала восьмой страной, которая заявила о себе как ядерная держава. В официальном списке обладателей атомной бомбы - США, Великобритания, Китай, Россия, Франция, Индия и Пакистан. Эксперты не сомневаются, что бомба уже с 1980-х годов есть еще у одного государства, которое никогда в ее наличии не признавалось, - у Израиля.
По подсчетам главы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда аль-Барадеи, «виртуальных ядерных держав» — то есть тех, кто ведет разработки в этой области, - около 30. «Угроза номер один» по-прежнему исходит от Тегерана. По мнению экспертов, создание иранцами атомной бомбы - вопрос 3-5 лет. В кратчайшие сроки, если решение будет принято на политическом уровне, обзавестись ядерным оружием способны Южная Корея, Япония, Тайвань, Бразилия, Турция, Саудовская Аравия, Алжир и Египет. Лишь два государства в мире добровольно свернули свои ядерные программы. В начале 1990-х это сделала ЮАР, а три года назад - Ливия. Ее лидер Муамар Каддафи предпочел добровольно избавиться от амбициозных планов приобретения статуса ядерной державы. За что и получил награду от Вашингтона: Ливию исключили из «оси зла».
«Ядерный клуб»: от США до Пакистана
1945 год. 16 июля на полигоне американских ВВС в пустыне Аламогордо (штат Нью-Мексико) проведен первый атомный взрыв в истории человечества. 6 августа 1945 года ВВС США сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима, 9 августа - на Нагасаки.
1949 год. 29 августа на Семипалатинском ядерном полигоне СССР провел свое первое ядерное испытание. Мощность заряда составила 22 килотонны. Атомная монополия США закончилась.
1952 год. 3 октября Великобритания провела надводный взрыв возле островов Монте-Белло в Западной Австралии.
1960 год. Первое ядерное испытание Франция провела 13 февраля в пустынном районе Реггана в Алжире.
1964 год. 16 октября ядерное испытание на полигоне в районе озера Лобнор на северо-западе страны провел Китай.
1974 год. 18 мая Индия испытывает «мирное взрывное устройство» на полигоне Покхран в штате Раджастхан.
1998 год. 28 мая Пакистан испытал пять ядерных устройств, 30 мая - еще одно.
Автор: «Известия»