Искусство войны

По воскресеньям во Владивостоке в здании ДК «Юный техник» на Тунгусской, 24 собираются люди, которым война интересна как логическая игра, осложненная элементом случайности. И такой нетипичный подход к «чуме цивилизации» с каждым годом привлекает на свою сторону все большее число поклонников.

1 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2059 от 1 дек. 2006

По воскресеньям во Владивостоке в здании ДК «Юный техник» на Тунгусской, 24 собираются люди, которым война интересна как логическая игра, осложненная элементом случайности. И такой нетипичный подход к «чуме цивилизации» с каждым годом привлекает на свою сторону все большее число поклонников.

Владивостокские последователи Герберта Уэллса

Это называется Wargame, и сейчас мы прикасаемся к крошечной его части – модели шахты, сделанной из пенопласта и проволоки. Модели дзотов, крошечные деревья и миниатюры, герои с подушечку пальца величиной. Они детализированы до развязанных шнурочков на левом плече и раскрашены вручную. Я держу в руках фигурку темного эльфа, отлитую из металла, и слушаю рассказ о том, как началась история расы темных эльфов. История жутковатая, но война есть война, на ней все средства хороши…

Член совета клуба настольных военно-тактических игр «Армия на ладони» Павел Гулевич, осматривая небольшое помещение, говорит: «Мне важно, чтобы все понимали – это не пропаганда милитаризма, это только спорт. Похоже на шахматы, только немного другой направленности. Шахматы – это математическая игра, исход которой полностью зависит от логики. А в Wargame («военная игра». - Прим. авт.) наряду с тем количеством правил, которые игрок должен знать, имеется элемент случайности – кубик. Допустим, есть армия орков и гоблинов. Так вот, от броска кубика зависит, будет ли армия вообще атаковать или она останется на месте! Плюс все осложняется тем, что орки, например, - абсолютно непредсказуемые существа, нежить  зациклена на магии, и ей неведом человеческий ужас…».

Справка «В»
История военных игр как таковых восходит еще к древнеиндийской игре чатуранга, в которой был кубик и всего 4 фигуры – конница, всадник, пеший воин и слон. В Иране, государстве величайших математиков, игра утратила элемент случайности, то есть кубик, но зато приобрела дополнительные фигуры и превратилась в шахматы. Современный же вид военные игры приобрели совсем недавно. Основы Wargame заложил в начале XX века Герберт Уэллс, который придумал основу правил игры и ввел в нее кубик. Уэллсу даже принадлежит авторство двух руководств по Wargame: Little War и Floor Wars. С этого и началась история игры…

Военные игры вселенной Warhammer, которыми занимаются в клубе, делятся на три направления: Warhammer Fantasy Battle, Warhammer 40000 и игровые системы по реальным историческим событиям. На вопрос об особенностях каждой из игровых систем Павел Викторович отвечает так: «Самые наглядные различия игровых систем проявляются в месте и времени действия. Я думаю, всем понятны место действия и герои военных игр фэнтези. Warhammer 40000 – это киберпанк, мир далекого будущего. Что-то вроде постапокалиптического мира, только здесь вселенная не после ядерного Армагеддона, а после магического. Исторические игровые системы – это наполеоника и средневековье». Павел Гулевич показывает фотографию, сделанную при воссоздании битвы при Ватерлоо – огромное количество миниатюр, тщательная их расстановка, историческая точность… Игра длилась три дня…

Теоретическая «обкатка» театра военных действий

- Интерес к военным играм возродился с середины XIX века и был вызван потребностью отрабатывать действия армии государства на случай войны без каких-то особых финансовых и людских затрат, – рассказывает Павел Гулевич. - Так родились штабные военно-тактические учения, от которых, собственно, и произошли все современные wargame-ы!

Армию и прочее, ей сопутствующее, ты можешь купить. Впрочем, начать играть можно без приобретения своей армии. Потому что миниатюры к Warhammer Fantasy Battle, например, можно только заказать по Интернету из Москвы или из Англии. Между тем ты совсем не обязан покупать наборы миниатюр, приходя в клуб.

Павел Гулевич:
- Многие люди приходят к нам, занимаются, учат правила игры, играют. Все для игры у нас в клубе, в принципе, есть. Мы не ставим себе цель раскрутить кого-то на деньги. Люди просто приходят, играют, а потом решают сами, нужно ли им покупать свои миниатюры или нет. К тому же есть такие наборы, которые являются базовыми. Они составляют основу армии. Например, в том же фэнтези – 15 рас! У каждой расы – своя линейка миниатюр, свое количество отрядов. Нет смысла покупать их все для игры, для игры столько и не нужно. Кто-то играет, а кто-то играет и коллекционирует миниатюры!

Сам клуб разделяется на два «отдела», каждый из которых  посещают в зависимости от их интересов: студия по изучению правил игры и студия по покраске и сборке масштабных моделей, где члены клуба под руководством профессионального художника учат различные техники сборки красивых моделей.

Не женское это дело

Те, кто посещает клуб, оказались самыми разными людьми – это и взрослые мужчины, и подростки, и еще почти дети.

Кому-то 10 лет, кому-то 20, а вот младших нет.

- Дети младшего возраста еще слишком неусидчивы для Wargame, которые требуют концентрации внимания на одном предмете в течение долгого времени… к тому же им интересны другие вещи. Но, когда они становятся старше, многие приходят, это правда, - говорит Павел Викторович. Но не одних младших игроков пугает серьезность игры, казавшейся развлечением, – многие уходят, когда понимают, что на поверку Wargame – достаточно серьезный спорт. Но те, кто остается, «заболевают» «войнушками» надолго. Например, Михаил Парчевский был одним из первых, кто пришел в клуб, теперь же он один из лучших игроков.

К слову сказать, в клубе нет девочек. Быть может, кому-то из них понравилось бы раскрашивать крошечные фигурки, если уж война – не женское дело. К тому же это очень интересно – просто изучать все эти расы. Потому что даже от количества когтей на лапах зависят возможности миниатюры, ее амуниция многое о ней рассказывает и дает дополнительные бонусы.

Это не просто игрушки, это эрудиция и тактика жизни

Три варианта, три судьбы

Таких разных, как казалось, людей, может объединять одно хобби. И в этом нет ничего удивительного. Павел Викторович объясняет, что Wargame, собственно, состоит из трех элементов: коллекционирование миниатюр, литература по игровым мирам, сама игра. Отдельно надо сказать о литературе. Мир этой игровой вселенной похож на наш, его населяют разные расы, у каждой из которых – свои традиции, история и места обитания. Обо всем этом рассказывает литература об игре. Игроки и сами пишут рассказы по мотивам игры. Вот, например, в октябре  в клубе проходил конкурс Battle Report – конкурс рассказов, посвященных игре. Еще был турнир на 500 игровых очков по игровым правилам «Пограничного патруля», которые несколько упрощены. На вопрос о том, что такое игровые очки, мне ответили, что каждая фигурка в игре «весит» определенное количество очков и при составлении  армии максимальная сумма является ограничителем набора различных отрядов. Эти очки учитывают все: самих воинов; то оружие, которым эти воины вооружены; их умения и навыки; используемые в армии артефакты.

На каверзный вопрос, а не боится ли он, что компьютерные стратегии вытеснят Wargame из сердец приверженцев, Павел Викторович спокойно отвечает, что нет. «Этому есть несколько причин. Во-первых, компьютерные стратегии сильно упрощены по сравнению с настольными играми. Во-вторых, они всегда запланированы на проигрыш компьютера от среднестатистического игрока, а ведь когда играешь с человеком, никогда нельзя знать, кто выиграет. Ведь в настольной игре нельзя остановить действие, вернуться к сохраненной игре, перезагрузить ее.

В-третьих, все самые популярные компьютерные стратегии сделаны на основе настольных игр вселенной Warhammer: с Warhammer пошла Warcraft; с Warhammer 40000 - Starcraft и Dawn of War. Да и какой компьютерный диск сравнится с удовольствием иметь у себя на полке собственную армию миниатюрных воинов, сказочных монстров или фантастической техники будущего!».

И действительно, пропаганда милитаризма здесь ни при чем. Побывав в воскресенье на игре, я могу смело сказать, что участники клуба – добрые, контактные и серьезные люди. Они совсем не замкнуты. Они прекрасно образованы, чтобы воссоздать картину битвы во времена Смутного времени на Руси, нужно обладать огромным багажом знаний по истории. Нужно быть интеллектуально развитым, владеть тактикой и стратегией, навыками быстрого реагирования, да и просто сильным характером – чтобы не сломаться и не уйти, если вдруг проиграешь.

И если кому-то кажется, что это детские игрушки, то стоит прийти и посмотреть. Быть может, он сам останется.

Автор: Татьяна ИВАНОВА, специально для «В», Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»