«Спасите наши души!»
Почему вдоль дороги висят какие угодно рекламные щиты и только телефонов спасения нет? А по телевизору хоть раз в день прокрутили ролик, куда звонить в экстремальной ситуации? Я, например, хорошо помню телефонный номер американской службы спасения - 911. Но почему-то совсем не отложилось в голове, что отечественные службы спасения и пожарная объединились. Да и прежний ли у них телефон?
Озеро Юность на остановке «Молодежная» во Владивостоке в народе называют Чаном. Маленькое, но глубокое. Уголок природы - рядом с оживленной автострадой. Оно уже подернулось тоненьким ледком. Он еще такой слабый, что не добрался до берегов и не смог их крепко заковать, настолько тонок, что не скрывает омута мутно-серого цвета. Вместе с маленьким сыном мы часто сюда приходим - посмотреть на уточек, прогуляться…
На этот раз еще на подходе к воде услышали истошные крики - кто-то звал на помощь. Первая мысль: драка, следующая - надо уходить подобру-поздорову. Оглядевшись, поняла: крики доносятся с середины озера. О, ужас!.. Мальчишка тонет! Как этот сорванец мог решиться ступить на лед и шагать не вдоль края, а к середине? И он был не один. Второго пацана уже доставали из воды мужчины, которые, к счастью, тренировались здесь. Ему повезло - оказался ближе к спасительной бетонной конструкции.
А тонущий парнишка рвал сердце на части, прося о помощи. Кстати, безлюдными окрестности озера не назовешь. Здесь всегда много гуляющих и спортсменов. Этот вечер не был исключением. Вот бабушка с маленьким внуком… Сказала, что ее больное сердце не выдержит, развернулась и ушла. Влюбленная пара без признаков волнения созерцала драму, как очередное телевизионное шоу, не хватало только чипсов и пива. Убегающая от инфаркта старушка энергично, не сбавляя темпа, бросила на ходу: «Да он уже минут двадцать в воде».
Что, что делать? Беспомощность - хуже ее в тот момент ничего не было. Кто-то из парней схватил палку, ступил на лед - и оказался в воде. Как опрометчиво и безрассудно! Разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы уйти. Достала мобильник - нужно звонить спасателям, которых часто показывают по телевизору. Но по какому номеру? На ум пришел заученный с детства - 02. Через секунду слышу голос в динамике и, уже поддавшись панике, кричу: «На озере Чан человек в воде, уже два, три!». Милиционер уточняет координаты и очень обнадеживающе говорит: «Понял!».
Лед не выдерживает веса мужчин, устремившихся к смертельной полынье. Один уходит под воду, но успевает схватиться за железные сваи и вылезает. Второй, осознав, что помочь ребенку уже не сможет, прорубая палкой лед, возвращается к берегу.
Тормошу влюбленных, которые уже поняли, что это не шоу, прошу сбегать в спортзал - там ведь гребная база, тренируются байдарочники. Спустить на воду лодку - единственное спасение. Окружающие тоже засуетились. Кто-то несет деревянные щиты, какую-то дверь. Ими закрывались огромные зияющие дыры в парапете. Вот как помогает российская бесхозяйственность! Импровизированные плоты сброшены в воду, мужчина в трусах, балансируя, пытается на них плыть, тщетно - переворачивается. Ему бы вспомнить, что нужно лечь, да хорошо бы еще какую-нибудь доску в руки, чтобы лед разбивать и грести. Но всю эту теорию по спасению на водах я вспомнила, уже успокоившись, вечером дома.
Вот милицейская машина с ревущей сиреной выезжает на мост. Напряжение спало - они спасут! Три человека в серой форме один за другим пытаются прыгнуть на лед! Результат несложно угадать. А мальчишка уже не кричит, затих. Неужели поздно?! Он перестал барахтаться, может, просто устал? Вижу, вижу его на поверхности, значит, под воду не утянуло. Каким же большим оказалось это маленькое озеро!
Подъехали две «пожарки». На кого-то надевают гидрокостюм, спускают в воду. Бессмысленно - ему придется долго плыть - мешает лед. С другой стороны, как раз там, где спортивная база, трое бросают байдарку. Один впереди с остервенением колет лед лопатой, двое других гребут, кажется, с неимоверной скоростью. Что-то крикнули, и им ответил мальчишка. Живой! Вытащили! Врачи «скорой» уже ждут. Теперь они должны сотворить чудо. Так хочется, чтобы все закончилось хорошо.
Возвращаемся домой обессиленные. Казалось бы, все позади. Автомобили огнями, как новогодними гирляндами, украшают дорогу. Люди едут домой и не знают, что одному глупому шалуну только что спасали жизнь. Три колонны медленно спускаются от «Молодежной» и поднимаются к проспекту 100 лет Владивостоку. Спокойствие нарушается звуком сирены - «скорая помощь» везет спасенных в больницу, точнее, пытается везти и быть скорой.
Опять бешено забилось сердце. Мальчишка больше получаса провел в студеной ноябрьской воде. Для его жизни каждая минута дорога! Полоса, которая предусмотрена специально для подобных случаев, забита. А машины неторопливо перестраиваются, нехотя пропуская белую с красным крестом и надрывным сигналом.
Ясны причины, по которым растерялись мы, обыватели, не сумели, даже очень желая, грамотно поступить. Когда и кто из нас последний раз читал литературу на эту тему, а уж тем более участвовал в учебных мероприятиях, отрабатывая четкие действия в критических ситуациях? Но почему представители силовых структур оказались ничуть не лучше нас?
Почему, когда миновала опасность, возникли непредвиденные преграды? Но это далеко не единственный вопрос, который мучил меня весь вечер. Почему вдоль дороги висят какие угодно рекламные щиты и только телефонов спасения нет? А по телевизору хоть раз в день прокрутили ролик, куда звонить в экстремальной ситуации? Я, например, хорошо помню телефонный номер американской службы спасения - 911. Но почему-то совсем не отложилось в голове, что отечественные службы спасения и пожарная объединились. Да и прежний ли у них телефон?
Понятно, что к каждому желающему прогуляться по тонкому льду спасателя не приставишь. Но почему у водоема, находящегося в черте города, нет ни растяжки, ни плаката, куда бежать, звонить, в общем, кого звать на помощь?
Кто ответит хотя бы на эти вопросы? Зима-то ведь только начинается.
P. S.
Сезон «ледовых» ЧП в Приморье открылся трагически. В поселке Новошахтинском два мальчика 7 и 8 лет, гуляя по тонкому льду водоема, провалились и выбраться не смогли, сообщили РИА PrimaMedia в краевом управлении ГО и ЧС. Им пытался помочь третий мальчик, находившийся на берегу, но не смог. Когда на берегу появились взрослые, было уже поздно, дети погибли.
Автор: Светлана СЕРГЕЕВА, специально для «В»