А Васи слушают да грабят…
На прошлой неделе «В» уже сообщал о том, что в приморской столице осудили группу, совершившую с сентября по декабрь 2003 года серию разбойных нападений на коттеджи и квартиры состоятельных людей. Налетчики действовали быстро, дерзко и организованно, не оставляя после себя ни улик, ни зацепок.
На прошлой неделе «В» уже сообщал о том, что в приморской столице осудили группу, совершившую с сентября по декабрь 2003 года серию разбойных нападений на коттеджи и квартиры состоятельных людей. Налетчики действовали быстро, дерзко и организованно, не оставляя после себя ни улик, ни зацепок. Но, как это обычно происходит, попались преступники случайно и до неприличия глупо: их задержала продавщица из колбасного киоска, у которой накануне Нового года они под угрозой пистолета пытались забрать выручку.
- Судебное следствие длилось почти восемь месяцев, - рассказывает поддерживающий государственное обвинение в суде старший помощник прокурора Советского района Владивостока Алексей Тимченко. - За это время по делу успело смениться около десятка адвокатов. Подсудимые отказывались полностью признавать свою вину, один из них даже пытался симулировать потерю памяти, но это не помогло - свидетели уверенно опознали всех участников разбойных нападений, а у стороны обвинения было множество неопровержимых доказательств.
У депутата украли самое святое
Первым, на чей коттедж покусились преступники, стал бывший депутат и экс-гендиректор ОАО «Пивоиндустрия Приморья» Валентин Логненко. Рано утром 9 сентября 2003 года его супруга повезла в школу дочь, муж остался один, замки были не заперты. Не прошло и пяти минут, как хлопнула входная дверь и в доме послышались гулкие шаги. Валентин Авангардович подошел к ведущей на первый этаж лестнице, решив, что это вернулась жена, и увидел то, чего никак не ожидал увидеть: навстречу ему с пистолетом в руке бежал человек в камуфляже и маске. Вскинув оружие, он приказал лечь на пол, и буквально в этот же момент в дом вбежали еще несколько преступников в масках.
Связав скотчем хозяина дома, один из налетчиков остался держать его под прицелом. Он сыпал угрозами и выдвигал условия: то требовал отдать 30 тысяч долларов, то угрожал, что будет пытать утюгом и переломает пальцы. Остальные люди в масках бегали из комнаты в комнату, выворачивали шкафы и тумбочки, искали ценные вещи. Правда, для матерых бандитов налетчики вели себя довольно странно: найдя в доме что-либо стоящее, они подбегали к своему «предводителю» с вопросами, брать или не брать, и все называли друг друга Васей. Вася первый, Вася второй, Вася третий… Спустя 20 минут все Василии ретировались, унеся из коттеджа Валентина Логненко коллекцию дорогих икон, охотничьих ножей, пистолетов и золотых украшений. По «горячим следам» задержать преступников не удалось…
Справка «В»
Вась-вась - по-свойски; быть «вась-вась» с кем-то - то есть в доверительных отношениях, на короткой ноге.
Вася - обращение карманных воров друг к другу.
Васёк - помощник опытного карманного вора; другие значения - «товарищ», а также «человек, которого можно легко обмануть».
Василёк - спирт-денатурат.
Из словарей русского воровского жаргона
Банда тезок и несостоявшийся налет
Как можно было догадаться, в этой шайке на самом деле не было ни одного с именем Василий. Налетчики так называли друг друга исключительно для конспирации. Вот только великих конспираторов из них не получилось - сейчас все четверо осуждены и коротают сроки в колониях разного режима. Правда, в ходе следствия выяснилось, что был еще один, пятый «Василий», его личность тоже установлена, он в розыске.
Как рассказывают осужденные, ограбить Валентина Логненко они решились не с бухты-барахты. Знали, к кому идут и с какой целью. Однажды будущие преступники проезжали мимо коттеджа бывшего депутата и, решив, что хозяева хранят в нем несметные богатства, договорились понаблюдать за домом. Для общего «дела» они и объединились в группу: 43-летний безработный и ранее судимый Виктор Синецкий, 29-летний артемовец Алексей Панкрашин и теперь уже инвалид первой группы 39-летний Армен Аветисян. Еще один налетчик - тоже житель Артема Григорий Сидоренко попал в эту компанию, можно сказать, случайно. Он занял деньги у своего приятеля Алексея Панкрашина, за невозвращение которых тот угрожал ему расправой, требуя участия в нападении.
В октябре 2003 года, спустя больше месяца после первых «масок-шоу», группа отправилась на второй разбой. Для пущего устрашения налетчики взяли газовый пистолет, который, кстати, унесли из дома Логненко. На сей раз под их прицел попала женщина-зубопротезист, живущая в Артеме. В течение недели за домом велось наблюдение, преступники запоминали распорядок дня проживающих в нем людей.
Ранним утром 15 октября они заняли места на лестничной площадке. Как только внутри квартиры забряцали замки и на пороге показался мужчина, преступники подлетели к двери, втолкнули вышедшего обратно и вбежали следом. Кто-то из них ударил хозяина дома пистолетом по голове, завязалась драка. Женщина тоже решила не сдаваться без боя - деревянной подставкой для цветов она огрела одного из нападавших. Осознав, что не могут справиться с предполагаемыми жертвами, налетчики выскочили из квартиры и убежали.
В Новый год за колбасой
Почти два месяца преступники отсиживались. Казалось, они уже не объявятся, но 17 декабря в Артеме снова произошел разбой. Потерпевшими стали хозяйка одного из магазинов и ее супруг. Пара возвращалась с работы около семи вечера. Подъехав к дому, муж пошел открывать ворота, но те почему-то оказались наглухо заперты. Внезапно сзади обрушился сваливший с ног удар. Мужчине «заломали» руки, нацепили наручники и повели по направлению к машине, где сидела его жена. Все произошло очень быстро и организованно: кто-то посторонний сел за руль и отогнал машину во двор одного из недостроенных коттеджей, кто-то под угрозой пистолета пытал, где деньги, кто-то связывал скотчем. Супруги говорили, что у них ничего нет, чтобы налетчики забирали микроавтобус, однако те отказывались слушать. Забрав золотые украшения и ключи от дома, преступники, которые обращались друг к другу «Вася», наконец-то ушли. Уже после хозяева не нашли дома ни золото, ни деньги, ни технику.
Выйти на след «банды Вась» удалось накануне Нового года. Те, которые так старательно продумывали налеты и заметали следы, попались буквально с поличным. И где?! На одной из оптовых баз Владивостока.
29 декабря Виктор Синецкий и Алексей Панкрашин зашли в киоск, оптом торгующий колбасными изделиями. Один остался у двери, другой, представившись покупателем, попросил продавщицу показать ему продукцию. Как только женщина отвернулась, Синецкий с размаху нанес ей удар пистолетом. Продавщица попыталась кричать, но преступник закрыл ей ладонью рот и принялся бить. Выхода не было, о помощи из торгового павильона не докричаться. От отчаяния продавец стала защищаться сугубо женскими способами: кусаться и царапать обидчику лицо. Синецкий, несмотря на такое сопротивление, все-таки забрал выручку и пустился наутек вместе со своим напарником. Женщина, позабыв, что всего несколько секунд назад была под прицелом, побежала следом. Догнав Синецкого, она пнула его. Тот упал, уронил пистолет и так и остался лежать… Вокруг него уже собиралась толпа, а спустя несколько минут приехала милиция.
На четверых - 26 лет
- В ходе расследования этих преступлений прокуратура Советского района Владивостока тесно взаимодействовала с УБОПом краевого УВД, - рассказывает старший помощник прокурора Советского района Владивостока Алексей Тимченко. - А весь судебный процесс проходил в СИЗО-1 Владивостока.
Это связано с тем, что один из налетчиков, 39-летний Армен Аветисян, во время задержания попытался скрыться от милиционеров, выпрыгнул из окна многоэтажки и получил серьезную травму позвоночника. Сейчас он инвалид первой группы, но даже это не спасло его от наказания.
3 августа судья вынес обвинительный приговор всем участникам разбойных нападений. Однако те, по всей видимости, посчитав наказание слишком суровым, обжаловали приговор в высшей инстанции. 13 ноября судья уже Приморского краевого суда оставил приговор без изменения. Синецкого приговорили к 10 годам лишения свободы в колонии особого режима. Панкрашина - к 8,5 года с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Аветисяна - к 4,5 года колонии строгого режима. Сидоренко, по сути единственного, кто активно помогал следствию, - к 3 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, «Владивосток», фото из архива «В»