Импровизатор
Народный артист России Анатолий Кролл приезжает в Приморье не первый раз. Но - увы - каждый раз его визиты краткосрочны. Вот и на третий Международный джазовый фестиваль мэтр российского джаза приехал на два дня: себя показать и владивостокских музыкантов послушать.
Народный артист России Анатолий Кролл приезжает в Приморье не первый раз. Но - увы - каждый раз его визиты краткосрочны. Вот и на третий Международный джазовый фестиваль мэтр российского джаза приехал на два дня: себя показать и владивостокских музыкантов послушать.
В Москву! В Москву!
- С удовольствием пообщаюсь с приморскими джазменами, вообще джазовые музыканты, как мне кажется, самые коммуникабельные. Не встречал такого случая, чтобы джазовые музыканты не организовали джэм-сейшн, это самая яркая форма жанрового братства.
С интересом послушаю игру владивостокских и хабаровских музыкантов, в том числе и потому, что я председатель секции джаза Союза композиторов России, так что вся Россия - зона моих интересов. Вообще радует, что играть и слушать джаз стали молодые. Пользуясь случаем, хочу представить своих спутников: один из талантливейших саксофонистов России Тимур Некрасов, лауреат многих конкурсов, фестивалей, постоянный участник моего квартета, и замечательный музыкант Александр Зингер, играющий на ударных. То, что умеет делать этот молодой музыкант, - просто чудо. Четвертый в нашем квартете - контрабасист Григорий Зайцев, он совершенно незаменим на джэм-сейшенах: что бы ему ни предлагалось сыграть, он знает - настолько джазово эрудирован.
- Вы поддерживаете молодых музыкантов, это ваша принципиальная позиция?
- На сто процентов. Со мной в разные годы в оркестре работали такие исполнители, как Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Леонид Серебренников, сестры Зайцевы, Валентина Пономарева, Владимир Макаров, и неважно, джазовые это музыканты или нет, - их успехами я горжусь. Особо хочу отметить, что в течение шести лет в моем коллективе работала Лариса Долина.
Опыт и молодая энергия - два главных слагаемых успеха, причем не только в жизни, но и в музыке.
- Что можете пожелать молодым музыкантам Владивостока?
- К сожалению, совершенствование молодых джазменов происходит только там, где этим умеют качественно заниматься. В Российской академии музыки, например. Многие ребята, достигнув высокого уровня в местах своего проживания - неважно, где, в Архангельске или во Владивостоке, - все же останавливаются в развитии. И нужно ехать в Москву, к хорошему педагогу, чтобы идти дальше. А это значит - многим жертвовать. И помочь могут только сильнейшее желание и безудержная любовь к джазу. Пока есть возможность, отдавайте музыке все силы, учитесь не только играть, учите историю современного джаза! В этом деле в любом возрасте необходим студенческий энтузиазм - 20 тебе лет или 60. Нужно гореть.
- Тимур, Саша, вы себя лет через 10 в России видите?
Тимур: Каждый мечтает реализоваться по максимуму, и в какой стране это будет - не столь важно. Если будет возможность - то в России, но останавливаться только на одной стране мы не хотим.
Кролл: Должен сказать, что истинному джазмену просто необходимо побывать в Штатах, на родине джаза, там идут самые высокохудожественные процессы. В Беркли-скул, например. Нигде не учат джазу на столь высоком уровне. Недавно группа российских молодых музыкантов блестяще сдала экзамен в Беркли-скул. Конечно, неизвестно, кто из них купит билет в один конец… Но не надо быть собственником - если музыкант может реализовать себя не здесь, а там, не надо этому препятствовать. Музыканты - люди мира.
Птенцы гнезда Кролла
- Джазом во Владивостоке заниматься крайне невыгодно, все наши музыканты участвуют в коммерческих проектах…
Тимур: Джаз - искусство многогранное, каждый найдет что-то именно для себя. Этот жанр соприкасается со многими другими, благодаря чему, собственно, и развивается. Так что участие в разных проектах, хорошо оплачиваемых, - не просто какая-то халтура, но путь к совершенствованию…
Александр: Мы ведь выбираем то, что нам интересно. Музыке не изменяем. Вот вместе с Тимуром играли в Оркестре креольского танго с Андреем Макаревичем, в ансамбле «Маримба плюс».
Анатолий Кролл: Есть клуб московский «Джазтаун», наравне с «ЛеКлубом» Бутмана это точка, где собираются известнейшие джазовые музыканты и публика, ценящая этот жанр. Здесь постоянно проходят концерты, и Тимур с Александром - участники «Джазтаун-бэнд». Ничего нет страшного в том, что музыкант принимает участие в высококлассных проектах. Не забывайте, что большинство джазовых музыкантов - не москвичи, а что такое жизнь в Москве - плата за квартиру, которую надо снимать, расходы на питание… Главное, чтобы музыкант не до конца себя продавал, и даже если он уходит в шоу-бизнес, чтобы это была та часть шоу-бизнеса, которая его не дискредитирует. В этом отношении я за ребят спокоен.
Кстати, об Оркестре креольского танго и Андрее Макаревиче. Мы вместе работали в Госконцерте, на моих глазах издевались над «Машиной времени», дважды мне пришлось буквально отбивать ребят у чиновников от культуры. Мы работали общий концерт, по отделению. И вот в Томске, где секретарем обкома партии был товарищ Егор Лигачев, после первого концерта обком затребовал все тексты песен на стол на утверждение. Мне пришлось, хотя к оркестру претензий не было, как члену худсовета Госконцерта, говорить резкие слова и стучать кулаком по столу, чтобы прекратить подобное хамство.
Андрей Макаревич - совесть нашей рок- и поп-музыки. Очень жаль, что у него отняли много нервов, времени и сил вот такие идеологи…
16 лет назад, кстати, мой приезд во Владивосток был довольно странным. В 1963 году я работал в Тульской филармонии, у меня был прекрасный оркестр, в котором играл на контрабасе некто Вилли Токарев, за что, как я люблю повторять, и был уволен (смеется). В то же время он начал писать песни, я его поддерживал, потом случилась история с эмиграцией - ну вы знаете. Так вот, 16 лет назад ко мне обратился Госконцерт с просьбой сделать совместную программу с Вилли Токаревым, вот с этим концертом мы и приехали во Владивосток, к джазу поездка отношения не имела. На джазовой ниве я во Владивостоке и Приморье в первый раз, хотя сюда много раз приезжал - к друзьям, которых, увы, ныне уж нет.
Что касается сотрудничества с теми музыкантами, кто раньше работал в моем оркестре, то могу с гордостью сказать, что недавно мы вместе работали с Ларисой Долиной, выступали в Санкт-Петербурге для «Большой восьмерки» и на презентации европейского центра «Вольво», кроме того, приготовили совместную программу, с успехом прошедшую в Москве.
Не для толстых, но для интеллигентов
- Игорь Бутман увлекается хоккеем, участвует в «Танцах со звездами», а у вас хватает времени на хобби?
Тимур: Буквально вчера я принимал участие в съемках шоу «Танцы со звездами» - играл для участников (смеется). Я и сам увлекаюсь танцами, балетом, спортом занимаюсь - айкидо.
- Анатолий Ошерович, вы писали музыку для семи фильмов Карена Шахназарова. Джаз - импровизационное искусство, а сочинение музыки для фильма требует строгой дисциплины…
- Каждый композитор, который работает в кино, так или иначе наступает себе на горло. Он подневольный человек в руках режиссера. У фильма всегда есть единоличный автор - режиссер, и вы можете спорить, чтобы отстоять, на ваш взгляд, удачный кусок, но последнее слово будет за ним. С Кареном мы работали непросто, но совместные семь картин, как вы понимаете, не случайность. Карен - своеобразный человек, никогда не говорит, чего хочет от музыки. Есть у него любимая фраза: «Сделай что-нибудь такое…». И это «такое» я должен как-то расшифровать и наполнить музыкальными идеями. При этом он тонко разбирается в музыке на эмоциональном уровне.
- Джаз в нашей стране прошел длинный путь от «музыки для толстых» до всеобщей любви…
- Публика, однажды полюбившая джаз, не изменит ему. Сегодняшняя же аудитория очень расширилась, и в первую очередь за счет нового поколения. В 1994 году я был на джазовом фестивале в Монтрё в Швейцарии, поразился, сколько в зале было молодежи. Вернувшись, сказал коллегам в СССР: «Ребята, мы до этого никогда не доживем!». И какое счастье, что я ошибался! Старшее поколение любит, конечно, слушать классический джаз, молодежь привлекают новые формы, но джаз все время развивается, не стоит на месте. Музыка существует для всех и не должна становиться уделом одного только возрастного слоя. В этом смысле проведение джазовых фестивалей - в том числе и во Владивостоке - чрезвычайно важно. Ведь без внимания публики он не стал бы жизнеспособным. Надеюсь, ваш фестиваль будет набирать обороты и достигнет тех же высот, что, например, «Евразия» в Оренбурге. Билеты на концерты этого фестиваля раскупают за полгода!
Конечно, джаз - музыка для интеллигентов, пусть никто не обижается, интеллигентность - это ведь не вопрос образованности или профессии, это вопрос внутреннего мироощущения.
Слушатель в джазовом концерте - соавтор, от того, как реагирует слушатель, зависит, как будет играть музыкант. Что касается именно приморского зрителя… Я знаю, какой у вас в крае народ, знаю по своим друзьям: менее прагматичный, не продажный, искренний.
Мы никогда не отторгаемся от слушателя, не предлагаем ему музыку, заведомо зная, что он это не примет, не поймет.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»