Шалва Амонашвили: Каждый ребенок приходит в мир с миссией
Знаменитый педагог и ученый Шалва Амонашвили, автор целого направления в науке - гуманной педагогики, профессор Московского городского педагогического университета провел во Владивостоке авторский семинар для учителей. В зале МГУ им. Невельского шел разговор не об «учебно-воспитательном процессе», а о вещах гораздо более важных.
Знаменитый педагог и ученый Шалва Амонашвили, автор целого направления в науке - гуманной педагогики, профессор Московского городского педагогического университета провел во Владивостоке авторский семинар для учителей. В зале МГУ им. Невельского шел разговор не об «учебно-воспитательном процессе», а о вещах гораздо более важных. Амонашвили ставил вопросы так: кто есть ребенок? И кто мы, взрослые? Есть ли у нас философия взгляда на ребенка? Как нам жить и общаться с ним? Каково предназначение учителя? Кстати, он даже провел урок, темой которого стали тайны славянской азбуки. «Материалистический взгляд на образование унижает ребенка и самого учителя», - убежден Амонашвили. Почему? - об этом и состоялся наш разговор после урока.
- Так почему, Шалва Александрович? Странно слышать это из уст представителя точных наук.
- Потому что надо иметь расширенное сознание, воспринимать и мир, и космос, и нашу судьбу, и технику широким духовно-нравственным взглядом. А материалистическое сознание не дает такого взгляда.
Из лекции Амонашвили:
«Мы не знаем наверняка, существует ли высший мир реально, но можем принять это как допущение. Можете называть его как вам ближе - мир Бога, абсолюта или высшего разума. Второе допущение: душа человека - есть некая вечная, неразрушимая субстанция, она устремлена к вечному совершенствованию, других задач у нее нет, и только мы сами можем или совершенствовать, или разрушить свою душу. И третье допущение: наша земная жизнь - лишь короткий отрезок пути души, все мы - путники во Вселенной. Да, ни одно из этих допущений не доказуемо, в это лишь можно верить. Но именно эти идеи лежат в основе религий, мировой классической литературы. И в основе гуманной педагогики. И если все эти допущения просто принять как основу, тогда появляется философский взгляд на ребенка.
Кто же он, ребенок? Нет, он не случайность и не прихоть родителей, а явление нашей жизни. Дети приходят в этот мир со своей миссией, предназначением, каждый человек немного меняет облик мира. Как изменяли его Христос, Пушкин или Эйнштейн. Кто-то скажет: конечно, ведь это были гении. Но и у «маленького человека» Арины Родионовны была своя миссия. Люди рождаются друг для друга, мы помогаем друг другу восходить.
И вот если учитель будет относиться к ребенку с такой позиции, то вряд ли в классе прозвучит окрик, раздражение, злоба: «Сейчас же все замолчали! Быстро открыли тетради! А ты завтра без матери не приходи!». Потому что задача педагога - не параграф дать, и даже не просто знания - это не так уж и сложно, а помочь ребенку найти свое предназначение, свой путь. Как, каким методом, инструментом? А вот тут и начинается творчество учителя».
- Шалва Александрович, вы утверждаете, что у каждого человека свое предназначение. Извините, но каково оно у убийц и террористов?
- Если исходить из тех философских взглядов, на которые я опираюсь, человек в этот мир не приходит с плохими намерениями, в нем - образ бога или, если хотите, космоса, ведь как бы то ни было, мы зависим от множества космических явлений. Но что-то может исказить путь человека: кто-то не помог, не оказался вовремя рядом, не сказал главных слов. И возникает искажение жизненного предназначения. Но думаете, плохому человеку таким хочется быть? Многие хотели бы искупить свою вину. А кто-то тратит миллионы на благотворительность - чтобы купить индульгенцию…
- На семинаре вы показали урок: общение педагога с детьми… А родителям с детьми тоже посоветуете общаться с позиции, что твой ребенок пришел в этот мир не с пустыми руками, а с миссией?
- У меня есть свой взгляд на воспитание в семье, и я тоже отец, дедушка. Когда-то нас воспитывали, потом мы воспитывали детей путем проб и ошибок… Скажу главное: если родители хотят улучшить воспитательную систему в семье, в первую очередь они должны отказаться от всякого наказания ребенка. От всякого наказания! Вы спросите: а если ребенок вредит, что-то плохое делает, как быть? Есть разные подходы, но все они требуют очень много усилий со стороны родителей. Если у вас есть ребенок, то извольте, пожалуйста - отдавайте время ребенку! Воспитывайте его не как попало, а постоянно. Потому что если как попало - тогда не обойтись без наказаний, ведь у вас нет времени, чтоб угомонить его, поэтому надо отшлепать хорошенько, накричать, запретить, отнять, поругать. Но если я отдаю большую часть души воспитанию ребенка - такие приемы вряд ли понадобятся.
Это не значит, что я не буду требовать от детей чего-либо, просто разговор станет другим. Сделал ребенок что-то плохое, я ставлю перед ним условие: давай, чтобы этого в нашей жизни не было. И уговариваю. Но как только он начинает понимать и делать хорошее - я стократно буду поощрять, чтобы он укрепился в этом устремлении. Или даже попытается сделать хорошее - я буду преувеличивать, хвалить, восхищаться: видишь, сынок, ты мужчиной становишься! И так постоянно. Хвалите детей! Мы должны возвысить ребенка в его же глазах.
- Все равно ребенок не вырастает без «фокусов»…
- Конечно, в том числе, потому что в нем есть «страсть к взрослению» - очень мощное природное чувство, ради которого он пойдет на все. И вот вдруг сын начинает курить - он так понимает взросление, а тем более, если еще папа курит. Как поступить? Запретить, накричать? Но он будет красть сигареты, деньги… Ведь он взрослеет, все курят, и он должен курить. Важно, чтобы ребенок взрослел в общении со взрослыми, а если ссориться, конфликтовать, возникает глухота, что и бывает во многих семьях: крики, отец гоняется за сыном… Получается, папа не годится для взросления и общения, не принимает сына, и тогда подросток находит компанию, где его принимают. Лучше пусть отец воспитывает сына как брата, скажет ему: «Сынок мой, ты уже взрослеешь… Видишь, вот моя последняя сигарета, и ты больше не увидишь, как я курю». Если папа это сделает, он любит ребенка, если не сделает - он себя любит.
Если ребенок делает что-то плохое - не наказывать надо, а плакать! Со слезами на глазах говорить, насколько они страдают - папа или мама. Слезы матери - тысячекратно мощное средство, чем руки матери, когда она избивает своего ребенка. Избивает, якобы, чтобы призвать к лучшему, от любви, видите ли, избивает… Но такую любовь ребенок не примет никогда! Насилие не воспитывает ребенка, а приостанавливает его развитие. Отбирает духовную опору. А потом мы, родители, и сами в ужас придем…
- А как читать уговорить?
- Читает ли папа дома? Ребенок должен видеть читающих людей вокруг себя, которые любят и берегут книгу. И как только у отца выдается пара минут - он не пиво пьет, не телевизор смотрит, а берет мудрую книгу, садится и читает. И мама тоже читает. А плохо ли будет, если перед сном мама, папа, бабушка или дедушка подсядут к ребенку, даже взрослому, и прочтут какие-то страницы: сынок, послушай, пожалуйста! Что-то из Библии, или сказки, рассказы, и пусть он заснет, а вы продолжайте читать - еще 10-15 минут… Ребенок впитывает это. Если у вас в семье читающая среда и читающие люди - невозможно, чтобы ребенок не полюбил читать. Но видите, все это трудный для родителей путь. Не зря мы говорим: дети - наша радость, наши слезы…
- Что из последних книг, фильмов, мыслей запомнилось?
- Недавно попалась в руки книга американского автора о новых методах семейного воспитания, - как будто я писал целые страницы. Главная мысль - духовное отношение к ребенку. Из художественной литературы… Бывает, читаешь современных авторов - даже лауреатов Нобелевской премии, вроде и любопытно, но книга не запоминается, уходит из сознания и моей внутренней жизни. А вот «Сто лет одиночества» Маркеса не уходит. И «Маленький принц» тоже. У каждого человека должна быть книга, которая всегда с тобой, на которой покоится душа - для кого-то это Библия, или «Слово о полку Игореве», для меня такая - «Витязь в тигровой шкуре». Возвращаюсь к ней бесконечно, и сейчас ее привез.
- Как вы относитесь к политическому конфликту России с Грузией?
- Нам всем должно быть стыдно: вам - за своих правителей, мне - за своих, грузинских. Пройдет несколько лет, и все это уйдет в прошлое. Только жаль, что сейчас ни та, ни другая сторона не сумели проявить мудрость…
- Шалва Александрович, а теперь вопрос не из области педагогики: среди всех и всяческих ценностей любовь мужчины и женщины для вас на каком месте?
- Отвечу из собственного опыта, ладно? Это для меня самая высшая ценность. Да, есть любовь к детям, к богу, но не буду выстраивать иерархию, любовь мужчины и женщины - просто другая, и это опора всех опор…
* * *
Амонашвили: «Когда-то страна могла себе это позволить - пригласить учителя в студию Останкино, где шел многочасовой разговор учителя с залом, с людьми. Теперь я не вижу на экранах телевидения мудрого, доброго учителя. Стрельбу, кровь вижу, а учителя - нет. А потом нам самим свое общество не нравится…»
Фрагмент урока: «Ребята, сегодня вы не просто ученики, вы - исследователи, ученые, мыслители. Нам предстоит ответить на вопрос: Кирилл и Мефодий, придумавшие славянскую азбуку, дали нам просто «технический инструмент» языка или вложили в нее некое мудрое послание потомкам? У каждой буквы - смысл: «аз» - я, «буки» - буква, а точнее, книга, «веди» - ведать, «глаголь» - слово, «добро» - добро… Попробуем прочесть послание: «Я книга, ведающая словом добра…» Речь о книге - Библии? Да, это всего лишь гипотеза, и никто не знает, вкладывали ли великие книжники такой смысл. Но поиск подтекста - это и есть духовное чтение…»
Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»