Инициатива поощряема!
О том, как население может влиять на власть, рассказывает депутат Думы г. Владивостока Людмила Шалимова.
Само слово «самоуправление» предполагает право населения участвовать в работе местных органов власти и непосредственно влиять на принимаемые решения. В соответствии с 131-м федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории РФ» Дума г. Владивостока приняла ряд соответствующих нормативных правовых актов, однако, к сожалению, далеко не все предусмотренные механизмы осуществления местного самоуправления прижились на нашей почве. О некоторых из этих форм у владивостокцев по-прежнему более чем смутное представление. Рассказывает председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению, правопорядку и законности Думы г. Владивостока Людмила Шалимова (на фото):
- В целом формы участия населения в осуществлении местного самоуправления уже нашли свое применение, однако следует признать, что население не использует своих прав в полной мере. Это показали, например, проведенные думой публичные слушания по внесению поправок в Устав Владивостока и по исполнению городского бюджета за 2005 год: депутаты ожидали более активного участия горожан в обсуждении этих важных документов.
- Может быть, это происходит потому, что своя рубашка ближе к телу и людям интереснее не бюджет, а, к примеру, территориальное общественное самоуправление (ТОС)?
- В сфере формирования территориального общественного самоуправления граждане проявляют инициативу, но опять же активизация в общем-то незначительна. В думу с начала года поступило всего шесть обращений от инициативных групп по установлению границ ТОСов. Мы уже установили границы территориального общественного самоуправления «Иртыш-32», которое включает три дома на ул. Иртышской, с другими инициативными группами ведутся консультации на предмет правильного оформления документов. Процесс установления границ ТОСов требует времени и тщательного подхода. Тем более что эта работа является для нас новой, и делать ее с самого начала с ошибками недопустимо.
Хочу напомнить, что ТОС – это самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельной и под свою ответственность реализации собственных инициатив по вопросам местного значения. Территория ТОСа может быть ограничена одним подъездом или же включать в себя целый микрорайон. ТОС может вести хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, охранять на своей территории общественный порядок, заниматься благоустройством. После установления границ ТОСа устав территориального общественного самоуправления должен быть зарегистрирован в городской администрации. Принятое думой положение подробно расписывает порядок регистрации и перечень необходимых для нее документов.
- Какие еще предусмотрены формы реализации местного самоуправления?
- Одна из старейших форм осуществления местного самоуправления – собрания и конференции граждан. Самыми распространенными являются собрания, которые организуются гражданами для обсуждения своих проблем и регулируются ими самостоятельно. Если же они перерастают в более серьезные формы, такие как митинг или шествие, то порядок их проведения устанавливают федеральные органы власти.
Обычно назревшие вопросы обсуждаются гражданами в лучшем случае в масштабах подъезда, дома или двора. Между тем многие из этих проблем могли бы «потянуть» на полноценное собрание, итоги которого имели бы гораздо больший вес. Обращения, принятые на таких собраниях, в обязательном порядке рассматриваются органами власти и должностными лицами местного самоуправления, результаты рассмотрения доводятся до сведения населения через СМИ. К сожалению, приходится признать, что население и органы местного самоуправления сегодня мало используют данное им право на информирование и обсуждение.
- Наверняка более популярны такие способы коммуникации между населением и властями, как обращения…
- В этом году был принят федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», который вступил в силу 2 ноября. Обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности.
Обращения, поступившие в органы местного самоуправления и другие органы, подлежат обязательному рассмотрению. Органы местного самоуправления, должностные лица обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган в соответствии с их компетенцией, если существует такая необходимость - запросить необходимые документы.
В случае, если обращение анонимное (то есть в нем не указаны ФИО и почтовый адрес гражданина), ответ на него не дается. Вместе с тем, если в таком обращении содержатся сведения о готовящемся или совершенном правонарушении, оно должно быть отправлено в правоохранительные органы для проверки.
Если гражданин неоднократно обращается по одному и тому же вопросу, ему может быть отказано в рассмотрении его обращения в том случае, если ранее ему уже был дан ответ по существу. Если гражданин указал заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением этого обращения, могут быть по решению суда взысканы с гражданина. В свою очередь, граждане имеют право на возмещение убытков, причиненных незаконными действиями органов власти при рассмотрении обращений. Срок рассмотрения - в пределах 30 дней с момента регистрации обращения.
- Людмила Алексеевна, есть ли такие механизмы осуществления местного самоуправления, которые во Владивостоке еще никак не применялись?
- К сожалению, до сих пор не применялись такие формы, как правотворческая инициатива и опрос граждан. Согласно принятому думой Положению о правотворческой инициативе граждане могут принимать непосредственное участие в разработке проектов нормативных и иных правовых актов. То есть инициативная группа граждан вправе разработать документ, регулирующий вопросы местного значения в пределах предоставленных законом полномочий, и внести этот документ в Думу г. Владивостока, направить его главе города и в другие органы местного самоуправления на рассмотрение. Посредством правотворческой инициативы могут быть внесены изменения и в уже действующие нормативные и иные акты.
Однако вопросы, связанные с принятием бюджета города и его изменением, не могут выступать предметом правотворческой инициативы. Свои права в этом вопросе граждане могут реализовать посредством участия в публичных слушаниях. Также не могут быть предметом правотворческой инициативы вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в обязательном порядке рассматривают поступившую правотворческую инициативу, принимают по ней положительное решение либо отказывают в принятии соответствующего акта с обоснованием такого отказа. Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию и в письменной форме доводятся до членов инициативной группы. Однако эта форма у нас еще не реализована. Вероятно, инициативные граждане еще не могут объединить свои силы для реализации этого права.
Механизм проведения опросов также зафиксирован в соответствующем положении. Опросы - способ выявления мнения населения при принятии решений думой, главой города и органами государственной власти по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы жителей Владивостока. Инициаторами опроса могут выступать заинтересованные органы местного самоуправления и госвласти, однако и сами граждане вправе обратиться в эти структуры с предложением о проведении опроса. Порядок проведения опроса таков: путем поименного голосования в течение одного или нескольких дней собираются подписи в опросных листах по определенной теме, выявленное в результате этого мнение населения носит рекомендательный характер и учитывается при принятии решения. Результаты опросов также публикуются в средствах массовой информации. На данном этапе, однако, эта форма существует пока только на бумаге. Нам хотелось бы, чтобы жители Владивостока все-таки активнее использовали предоставленные им законом возможности влиять на решение важных экономических и социальных вопросов в городе.
Автор: Записал Василий МАКАРОВ, «Владивосток»