Неконструктивные слухи

Слухи о запрете «конструкторов», то есть такой схемы импорта непроходных по возрасту японских автомобилей, когда юридически вся эта процедура считается всего лишь заменой номерных агрегатов, посещают приморские автомобильные круги с завидным постоянством.

3 нояб. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2044 от 3 нояб. 2006

Слухи о запрете «конструкторов», то есть такой схемы импорта непроходных по возрасту японских автомобилей, когда юридически вся эта процедура считается всего лишь заменой номерных агрегатов, посещают приморские автомобильные круги с завидным постоянством.

Вот и сейчас говорят, что федеральный центр взялся за дело круто и чуть ли не с 1 января 2007 года эту лазейку прикроют.

До сих пор все подобные слухи не подтверждались, хотя «конструкторская» практика давно вызывает явное неодобрение госструктур. Но замену номерных агрегатов как таковую не запретишь (технически проще поднять пошлины, ввести очередной экологический стандарт или составить какой-нибудь «мини-каталог»), поэтому до сих пор все принятые меры ограничивались усилением контроля за сохранением соответствия конструкции при таком переоборудовании. «На пальцах» это выглядит так: если кузов и двигатель меняются на аналогичные - проблем нет, если же в итоге получается уже иная модификация авто - придется раздобыть заключение ГНЦ «НАМИ».

Тем не менее «конструкторы» продолжают ввозить, потому что иногда это единственный способ привезти вполне «живую», но непроходную по возрасту машину за приемлемые деньги, а в других случаях - отличная возможность использовать документы, оставшиеся от разбитого, развалившегося или угнанного автомобиля, и опять же сэкономить. Эта схема стала «нашим ответом Чемберлену» на введение таможенных пошлин, уменьшивших проходной возраст подержанных японских автомобилей до семи лет. В Приморье даже возник и развился так называемый рынок ПТС, то есть автомобильных документов, которые подчас стоят дороже, чем сама машина какого-нибудь «лохматого» года выпуска. Неудивительно, что периодически из самых разных источников появляются сообщения о скором конце эпохи «конструкторов».

Некоторое время назад, например, пользовался популярностью слух о том, что скоро машины, импортируемые из Японии по этой схеме, придется не просто разбирать для проформы на кузов и двигатель, а раскручивать буквально до последнего винтика. Сейчас говорят, что в Москве изобрели новое ноу-хау: запретить одновременную замену номерных агрегатов. То есть хочешь менять «стуканувший» двигатель или проржавевший кузов по отдельности - пожалуйста, а проводить эти операции одновременно будет нельзя: мол, тогда очевидно, что фактически имеет место не ремонт, а бессовестное оформление нового автомобиля под старые документы в обход казны.

Можно ли будет считать такую меру в случае ее введения правовой - вопрос открытый. Тем более что официального подтверждения о наличии таких замыслов нет. В управлении ГИБДД Приморского края говорят, что никаких подобных нововведений не планируется, а распространение слухов выгодно автопродавцам, которые таким образом создают ажиотаж и искусственно увеличивают спрос. Это похоже на правду, тем более что сегодня имеет хождение и другой не менее популярный слух: будто бы уже с нового года «проходной» возраст импортируемых японских автомобилей уменьшится с семи до пяти лет. Официальные лица это утверждение также называют не соответствующим действительности.

В то же время нельзя сказать, что разговоры о запрете «конструкторов» совсем беспочвенны. Еще в сентябре 2005 года в соответствующие организации на местах поступило письмо за подписью заместителя главного госавтоинспектора безопасности дорожного движения РФ Василия Белобородова, в котором действительно обращалось особое внимание на одновременную замену двух и более номерных агрегатов вне пределов одного модельного года, причем «в первую очередь на транспортных средствах с правым расположением руля». Но этот документ носит лишь рекомендательный характер. Вместе с тем в более или менее обозримом будущем ожидается внесение изменений в приказ МВД № 59 от 27 января 2003 года «О порядке регистрации транспортных средств», и есть основания полагать, что тем или иным образом в нем будет фигурировать и практика оформления «конструкторов». Хотя на фоне недавних заявлений сенатора Владимира Федорова о запрете на ввоз праворульных автомобилей, который он предполагает постепенно ввести в течение десяти лет и особо прописать в законе «О дорожном движении», все слухи об изменении проходного возраста и усложнении оформления конструкторов кажутся не более чем цветочками.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»