Комиссары государственной границы
Отправляясь в Комиссарово в канун 89-й годовщины со дня социалистической революции, мы намеревались отдать дань тому славному комиссару, в честь которого было названо село в глубинке края, почти на самой границе. Ведь из истории, как из песни, слова не выкинешь.
Отправляясь в Комиссарово в канун 89-й годовщины со дня социалистической революции, мы намеревались отдать дань тому славному комиссару, в честь которого было названо село в глубинке края, почти на самой границе. Ведь из истории, как из песни, слова не выкинешь. Какой бы она ни была - хорошей или плохой, белой или красной, это наша история, и она заслуживает бережного к себе отношения.
Однако смелые предположения не подтвердились. Все оказалось намного проще. Такое село появилось на карте еще до революции и названо было в честь одного из первых поселенцев по фамилии Комиссаров («комиссар» в переводе с французского - уполномоченный).
Доподлинно стало известно об этом историческом факте совсем недавно от приехавшего в Комиссарово дорогого гостя - Михаила Филюшина, заслуженного врача России из Абакана. Фамилию эту в селе знают хорошо - неподалеку есть живописное местечко, которое носит название «Усадьба Филюшина». Когда-то здесь действительно была усадьба, где жила семья маленького Миши. Его отца - Алексея Ильича - в 1934 году осудили на 10 лет и выслали из Комиссарово. В малолетстве увезли отсюда и Мишу. Но он всю жизнь мечтал поклониться родным местам. Свершилось это, когда ему исполнилось 72 года (в свой день рождения!), а за плечами была целая эпоха. Надо было видеть, как искренен был Михаил Алексеевич, целуя землю предков, и как был счастлив, что успел осуществить свою мечту - навестил Комиссарово сам и привез сюда сына.
Благодаря рассказу Михаила Филюшина, изучившему по архивам свою родословную, удалось перекинуть «мостик» к тем давним временам, с которых начиналось Комиссарово: «Названо село так по имени первого казака, приехавшего в это место. Его сыну Илье Кузьмичу, моему дедушке, было в 1879 году 15 лет. Казаки несли службу по охране границы, которая находилась всего в 7 - 10 километрах, занимались земледелием и охотой. У моего дедушки было семеро детей».
Оказалось, что у Михаила Алексеевича в Комиссарово до сих пор живет много родственников. Ему устроили теплую, как и положено в кругу большой семьи, встречу. Благодаря поездке родственные связи восстановились, завязалась переписка. Самое удивительное, что с особой искренностью все это восприняла здешняя молодежь. А ведь, честно говоря, советские времена, отличавшиеся формализмом, отучили ценить родственные связи, выстраивать их и гордиться ими. Чтобы не отвечать за родственников в случае чего? Не брать на себя обузу? Избавляться от такого пережитка социализма будем, наверное, еще долго...
В годы ударных пятилеток с названиями в Комиссарово все было «идеологически грамотно». Сельскохозяйственную артель «Синтуха» переименовали сначала в колхоз имени 85-го Кубанского кавалерийского полка, после войны - в колхоз имени Рокоссовского, еще позже он стал называться «Пограничником».
Сейчас комиссаровцы особого рвения в политике не демонстрируют. Коммунисты, даже если они остались, никак себя не проявляют. Правда, начала создаваться ячейка «Единой России», в которой уже четыре человека.
Закрылась школа передового опыта
Главу Комиссаровского сельского поселения (оно включает также соседнюю Дворянку) Ирину Синченко местные прозвали не комиссаром, а губернаторшей. На выборах она прошла «на ура», набрав 80 процентов голосов. Поэтому чувствует большую ответственность за то, чтобы не разочаровать земляков. Первым делом объявила войну ухабам на дорогах (об асфальте остается пока только мечтать, но проехать по селу стало можно). Стучится в офисы телефонных компаний, чтобы в этих краях появилась сотовая связь. По всему Приморью пытается найти фельдшера, который бы согласился приехать работать в Комиссарово.
Переживает:
- Село находится в 55 километрах от Камень-Рыболова, рейсовый автобус ходит только раз в неделю - представьте, каково нам обходиться без квалифицированного медработника. А ведь в свое время Комиссаровский медпункт гремел на весь край. С 1944 года фельдшером работала Полина Феоктистовна Василенко, которую наградили медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» и «За трудовую доблесть». На базе ее медпункта была организована районная, а затем и краевая школа передового опыта. Я «обхаживала» будущих выпускников Спасского медучилища, обещала, что предоставлю жилье. Но пока все тщетно.
Видно, не хочет молодежь по доброй воле забираться в такую глушь. А сельчанам - хоть плачь. Или перебирайся в другое место. Остается добрым словом вспомнить систему распределения молодых специалистов, существовавшую при социализме. Тогда тоже не все, кто приезжал в село «отрабатывать» три года, надолго здесь задерживались, но некоторые оседали навсегда. И не очень-то об этом жалели.
Трудно сказать, преподавался бы сейчас в местной школе английский (для сельских школ Приморья это самый «дефицитный» предмет, вести его часто некому), если бы не неожиданный вираж судьбы Нины Калашниковой. Молоденькой девчонкой приехала «англичанка» в Комиссарово из Владивостока, где родилась и выросла. Высокие каблуки, длинные ногти, макияж - фотомодель, да и только. Такая разве будет доить корову или копаться на грядках? Она и сама так думала. Но жизнь пошла совсем по другому сценарию благодаря встрече с местным «видным» комсоргом - Анатолием, который завоевал ее сердце. Нина вошла в большую дружную семью нынешних родственников, нашла свои преимущества в сельском образе жизни. Хотя и сейчас ведет дом во многом по-городскому, чтобы было красиво, комфортно, цивилизованно.
На счастье, есть в Комиссарово и другие подобные примеры. И еще здесь надеются, что вернется в село хоть кто-нибудь из недавних выпускниц местной школы, которые учатся сейчас на педагогических факультетах.
Смычка города и деревни
Село выживет и поднимется, если возродится сельское хозяйство, - в этом уверены все. Председатель местного сельхозкооператива Александр Безчастных не скрывает, что мечтает о южнокорейских инвестициях. Многие хозяйства в округе «ушли» под корейцев, и дела у них стали выправляться. А как самим выкручиваться? Даже если нынче удастся продать весь урожай сои, все равно не хватит рассчитаться по кредитам - цены-то на нее копеечные. Но рисковать и влезать в долги все равно приходится. Взяли «Енисей» по лизингу - второй новый комбайн за последние шесть лет. Доверили его конечно же лучшему механизатору и главе целой династии, работающей в сельхозкооперативе, - Анатолию Гуще. Анатолий Анатольевич быстро собрал комбайн и как раз в день нашего приезда готов был вывести его на уборку сои. Два старших сына уже работали в поле, помогать отцу им было некогда, а вот младший, одиннадцатиклассник Руслан, после уроков сразу примчался на мехдвор. Вот вам и ответ на вопрос, как привлечь в сельское хозяйство молодежь. Да ее за уши не оттянешь от современной техники. А если бы еще и достойные заработки, то многие просто перестали бы рваться в город.
Комиссарово забралось подальше от оживленных дорог и поближе к богатой природе и охотничьим угодьям. И тут хорошо понимаешь тех, кто не признает городской заполошенности и загазованности и считает, что жить можно только в таком вот благодатном месте. Под вечер в селе почувствовалось оживление - мужчины и мальчишки засобирались кто на охоту, кто на рыбалку. А Владимир Рыбак, как сам говорит, по-стариковски уже успел наловить рыбешки на ужин кошкам и заодно выгулять на берегу Синтухи своих собак. Жена Раиса ждала возвращения мужа у калитки. Идиллия! Многие пенсионеры, рвущиеся из города в село, в мечтах представляют такие картины. Главное - было бы где устроиться на новом месте. Владимир с Раисой переехали в Комиссарово шесть лет назад из Арсеньева, привели в порядок старенький домик и рады, что все так обернулось. Вот только бы еще побольше услуг - медицинских, бытовых, культурно-развлекательных. В Комиссарово уже есть свои предприниматели, которые постепенно разворачиваются, некоторые приехали из города и именно тут нашли свою нишу. Но пока это лишь торговля.
Потомки комиссаровских поселенцев еще сами не очень-то осознают, как сильно изменились они за последние годы. Нельзя сказать, что стали хуже или лучше, но - другими. Как и мы все. Потому что совсем другая за окном жизнь.
Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»