От окраин до самой до Москвы
Со дня убийства кандидата в мэры Дальнегорска Дмитрия Фотьянова прошло уже почти две недели. Страсти, вызванные шоком от этой трагедии, кажется, затихают, однако Дальнегорск по-прежнему остается в центре внимания властей - как краевых, так и федеральных.
Со дня убийства кандидата в мэры Дальнегорска Дмитрия Фотьянова прошло уже почти две недели. Страсти, вызванные шоком от этой трагедии, кажется, затихают, однако Дальнегорск по-прежнему остается в центре внимания властей - как краевых, так и федеральных.
О чем доложат Грызлову
В пятницу депутат Госдумы, единоросс Василий Усольцев, которому в день убийства председатель Госдумы Борис Грызлов поручил вылететь в Дальнегорск, обнародовал во Владивостоке проект своего отчета перед спикером. Наверное, он примчался бы в Дальнегорск и без поручения Грызлова: Усольцев отсюда родом, в свое время являлся президентом дальнегорского градообразующего предприятия «Дальполиметалл», да и Фотьянова называют именно его ставленником. Но, как бы то ни было, Грызлов ждет отчета. Вот что говорится в проекте этого документа: «Только за время предвыборной кампании 2006 года в милицию, прокуратуру, полпредство от жителей Дальнегорска поступило больше 100 обращений. Они были связаны с разнообразными фактами нарушения избирательного законодательства, а также с угрозами, фактами избиения, нанесения урона личному имуществу, и совершались эти преступления именно в отношении граждан, активно помогающих Фотьянову… Криминальное давление на сторонников Фотьянова оказывалось и во время избирательной кампании 2005 года. Тогда по городу прокатилась волна террора в отношении группы предпринимателей, работавших в штабе Фотьянова, - были разбиты десятки витрин магазинов, сожжены несколько легковых автомобилей, угрожали физической расправой над детьми и семьями. Некоторые сторонники Фотьянова получили тяжелые телесные повреждения. По факту всех вышеописанных нарушений правоохранительные органы Дальнегорска фактически никак не реагировали, и незаконные действия продолжались…».
Более того, пострадал и сам Усольцев, у которого в прошлом году подожгли родной дом. «Милиция бездействовала, прокуратура самоустранилась, а суд принимал подчас не объяснимые здравой логикой решения, - говорит Василий Иванович. - В Дальнегорске сложилась ситуация правовой безнаказанности, которая и стала предпосылкой для более страшного преступления - убийства. Причина бездействия правоохранительных органов - коррупция, поразившая всю систему власти в Дальнегорске». В связи с этим депутат Госдумы предлагает прежде всего «сменить лиц, принимающих решения в органах прокуратуры, милиции, судебной системе… Необходимо обновить состав администрации городского округа, важно добиться справедливости судебных решений. В настоящий момент считаю необходимым вмешательство представителей федеральной власти для обеспечения правопорядка в городе». Руководству партии «Единая Россия» Усольцев предлагает создать комиссию для общественного и гласного расследования убийства Фотьянова.
«Партия расстрелянных»
Отвечая на вопросы журналистов о возможных версиях убийства, Усольцев назвал его политическим. «Никакой экономической подоплеки, связанной с деятельностью градообразующих предприятий, здесь нет и быть не может», - заверил он. Высказанные рядом СМИ соображения о неоднозначном прошлом самого Фотьянова депутат тоже не считает существенными: «Да, в молодости он не отличался законопослушностью, имел привод в милицию за «хулиганку», но это было десять лет назад, а потом Фотьянов стал одним из лучших депутатов думы Дальнегорска!». По убеждению Усольцева, 19 октября совершено преступление не против лично Фотьянова, а против «политической силы в лице «Единой России». На этом месте мы позволим себе небольшое отступление.
Подчеркнем, что Дмитрий Фотьянов выдвигался в мэры самостоятельно, а не от партии, членом которой он являлся, хотя некоторые федеральные СМИ и успели назвать его выдвиженцем «Единой России». Более того, на официальном сайте дальнегорской администрации сразу же было опубликовано обращение за подписями «Депутаты фракции «Единая Россия» думы Дальнегорского городского округа, члены политсовета «Единая Россия», в котором Фотьянов дважды назван «кандидатом, официально поддержанным партией «Единая Россия».
Это, может быть, и случайность. Но настораживает поразительная по оперативности и эмоциональному накалу реакция «Единой России», благодаря которой сюжеты об убийстве Фотьянова несколько дней подряд открывали выпуски федеральных теленовостей. Не успела краевая прокуратура возбудить уголовное дело и сдержанно сообщить, что «в том числе проверяется версия, связанная с воспрепятствованием участию Фотьянова Д. В. в выборах», как президиум Генсовета «ЕР» категорично заявил: «Первой должна рассматриваться политическая версия преступления». О том же сказал и Грызлов: «Когда убивают одного из кандидатов, вышедших во второй тур.., в первую очередь, естественно, рассматривается версия политического убийства». То есть пока профессионалы от следствия сомневаются (что там профессионалы – любой дилетант без труда сможет выдвинуть целый веер версий – личная, криминальная, экономическая…), партии уже откуда-то все ясно. Кстати, и убийцы Фотьянова, кем бы они ни были, явно хотели, чтобы преступление было воспринято как чисто политическое: расстрелять кандидата за три дня до выборов, среди бела дня, у собственной общественной приемной…
Не пытаются ли многочисленные комментаторы выдать желаемое за действительное? Давно известно, что для поддержания хорошей формы нужен противник – реальный или мнимый. Убийство члена партии здесь (кто бы и зачем бы его ни совершил на самом деле) – идеальный повод. Из Дмитрия Фотьянова уже делают мученика партийной идеи. Не то чтобы единороссы ждали подобного случая, но, похоже, теперь они постараются использовать его сполна. Хорошо, если ради благих целей – заявленных борьбы с коррупцией и криминалом. Но уже есть и другие «звоночки» - например, внесенный в Госдуму тремя депутатами-единороссами на следующий день после убийства законопроект о переходе на назначение мэров крупных городов. Совпадение?
Вряд ли можно назвать случайным и быстро последовавшее заявление известного «серого кардинала» российской политики, не чуждого Кремлю политтехнолога Глеба Павловского, которое он сделал в своей телепрограмме «Реальная политика»: «Удивляет молчание партии «Единая Россия» на местах – партии, которая только что подтвердила свое большинство, получив его на выборах из рук сильных, уверенных в себе граждан России. Они требуют очищения русской земли от накопленного зла… Партии пора проснуться. Иначе быть партии власти - партией расстрелянных». Можете припомнить, чтобы Павловский комментировал приморские события, да еще с такими далеко идущими выводами?
Власть тьмы и тьма власти
Но вернемся к Дальнегорску. Ряд приморских СМИ, включая государственные, заявили о том, что в Дальнегорске введено прямое губернаторское правление. Это не совсем верно: обязанности главы города исполняет вице-мэр Виктор Колосков. Вместе с тем усиленное внимание со стороны краевой власти – налицо. После того как губернатор Сергей Дарькин подверг критике Дальнегорский ГОВД, главный милиционер Дальнегорска Сергей Гученко написал рапорт «по собственному желанию». Но такие вопросы решаются в Москве, а пока отделом временно руководит первый заместитель Гученко – капитан милиции Николай Серышев.
После убийства в городе дневали и ночевали большие чины из краевого УВД во главе с начальником Николаем Вачаевым, прокуратуры, других структур. 23 октября губернатор Сергей Дарькин объявил, что на некоторое время оставляет в Дальнегорске ряд своих заместителей. Под «личный контроль» расследование убийства Фотьянова взяли поочередно краевой прокурор, губернатор, полпред президента в ДВФО, комитет Госдумы по безопасности. В пятницу на пресс-конференции во Владивостоке заместитель генпрокурора РФ Юрий Гулягин назвал шансы на успешное раскрытие этого дела «стопроцентными» и добавил, что круг подозреваемых уже определен. Удастся ли найти заказчиков – покажет время. Но в любом случае Дальнегорску предстоят новые выборы мэра. Остается надеяться, что они пройдут бескровно.
Автор: Василий АВЧЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»