О покорителях Сибири… Михаил Строганов. «Камни Господни». Серия «внеКЛАССная история»
«Трещит вековой валежник, глухо ломаются тяжелые, поросшие лишайником да мхом гнилые стволы и ветви, рассыпаясь под ногами красноватой древесной трухою. Вслушивается древняя Парма в каждый шаг незваных гостей, перекликивается птичьими вскриками, сыплет по ветвям звучным перестуком дятлов, неотступно следя сотнями беспокойных глаз...»
«Трещит вековой валежник, глухо ломаются тяжелые, поросшие лишайником да мхом гнилые стволы и ветви, рассыпаясь под ногами красноватой древесной трухою. Вслушивается древняя Парма в каждый шаг незваных гостей, перекликивается птичьими вскриками, сыплет по ветвям звучным перестуком дятлов, неотступно следя сотнями беспокойных глаз. Вспорхнет ли с дерева испуганная птица, выглянет ли из-за клейкой хвои зверь, блеснут ли из прогретой земли бесстрастные глаза ящерицы. Не любит человека Парма, не щадит оградившихся огнем, не признает за своих, на каждом шагу подстерегая смертью, стремительным ли броском рыси или незаметным укусом клеща».
Если вы, читатель, следите за литературной жизнью и книжными новинками, то, прочитав отрывок из книги Михаила Строганова, наверное, как и Лоцман, ощутили смутное беспокойство: что-то смутно знакомое всплывает в словах, что-то такое недавно было…
Масштабные события, оставляющие в истории незарастающий след, вехи, по которым путешествующие во времени отсчитывают версты, будоражат воображение не одного, не двух и даже не десятка писателей. Там, где сталкивались равновеликие силы, где бушевали страсти, где жизнь ничего не значила и в то же время обретала истинную цену, - такие времена вдохновляют, влекут. Сколько полных силы, яростных и ярких произведений породили войны - гражданская, Великая Отечественная, революция, ломка одного строя и становление другого. Тысячи творческих умов обращали свой взор на эти события, и каждый трактовал их по-своему, находил свой путь к сердцу читателя.
Покорение Урала, Сибири, древней волшебной земли, что притягивала взоры русских купцов и царей сотни лет, - событие эпохальное. Правда, осмыслять, размышлять о нем в полную силу писатели начали не так давно. И книга Алексея Иванова «Сердце Пармы» словно всколыхнула тишину, показала путь… Михаила Строганова также привлекли времена опричнины, вольного казачества, времена, когда в края вогулов и коми приходили странные люди, огнем и мечом выжигавшие древних идолов и требовавшие поклонения только одному богу, люди русские, отчаянные.
Герои Михаила Строганова, как и полагается первопроходцам, лихим головушкам, - натуры широкие, все делающие в полную силу: и любовь, и войну, и добро, и зло. Сюжет «Камней Господних» отнюдь не вторичен и ничего общего с «Сердцем Пармы» не имеет. Война за соляные копи пермские, попытки обжить неприветливые края… Роман Строганова более академичен, чем творение Алексея Иванова, временами вызывает в памяти лучшие исторические романы советской литературы – обилием старых слов, описаниями быта, возможно, чуть суховат и схематичен. И, хотя «Камни Господни» и «Сердце Пармы» - два абсолютно разных и по-своему талантливых произведения, сравнение во время чтения все равно возникает: наверное, в том виновата таинственная сила Пармы…
Книги для обзоров предоставлены книжным бутиком ООО «Верба» (проспект «Красного знамени», 59, ПромстройНИИпроект, «Ярмарка на Гоголя», бутик № 2, телефон 45-07-24). Лоцман выражает признательность ООО «Верба» за плодотворное сотрудничество.
Автор: Ваш Книжный Лоцман