Таможня пополнила федеральный бюджет в полном объеме

С принятием правительственного закона “О службе в таможенных органах РФ” таможня названа особым видом государственной службы. Об этом шла речь в беседе с начальником Владивостокской таможни Петром Гончаренко.

22 авг. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №204 от 22 авг. 1997

С принятием правительственного закона “О службе в таможенных органах РФ” таможня названа особым видом государственной службы. Об этом шла речь в беседе с начальником Владивостокской таможни Петром Гончаренко.

- Сегодня приоритетным направлением работы российской таможни является выполнение заданий по формированию федерального бюджета. Как выглядят нынешние объемы внешнеэкономической деятельности?

- Благодаря совершенствованию технологий таможенного оформления и таможенного контроля, усилению надзора за соблюдением таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности плановое задание 1-го полугодия по перечислению платежей в федеральный бюджет и внебюджетный фонд развития таможенной системы выполнено таможней в полном объеме. Всего перечислено 652 миллиарда рублей, что на 239 млрд. рублей выше уровня 1996 года.

На первое полугодие в зоне деятельности Владивостокской таможни было зарегистрировано 5757 участников внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот предприятий, осуществлявших свои перевозки через Владивостокскую таможню, увеличился в сравнении с соответствующим периодом прошлого года в 1,5 раза и составил 370,4 миллиона долларов США. Доля импорта в нем составляет 65 процентов. В число наиболее крупных стран-импортеров входят США (30 процентов от общего объема импорта), Республика Корея (21 процент), Новая Зеландия (9 процентов), Япония (7 процентов), Австралия (3 процента). По-прежнему наибольший объем в структуре импорта (52 процента) занимают продовольственные товары и сырье для их производства.

Анализ таможенной статистики свидетельствует об увеличении экспортных операций. Объем экспорта за последние 6 месяцев составил 129,2 миллиона долларов США, что в 2,2 раза больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Наибольший объем в структуре экспорта занимают суда, лесоматериалы и продукция морского промысла.

В целом объем импорта превышает объем экспорта на 112,2 млн. долларов США. Прежде всего это связано с отсутствием благоприятных условий для товаропроизводителей на отечественном рынке, экономической нестабильностью.

С начала года наблюдается сокращение бартерных операций. До недавнего времени бартер был практически бесконтролен и невозможно было отследить, сколько товаров ушло за границу и возвратилось обратно. Нельзя сказать, что этому грабежу полностью поставлен заслон, но статистика свидетельствует об определенных успехах на этом направлении деятельности.

При незначительном объеме импорта в бартере ведущее место занимали экспортные операции. Основным партнером приморских предпринимателей по бартеру остается Китай.

В общем объеме товарооборота удельный вес бартерных сделок в этом году составил 0,8 процента и уменьшился вдвое по сравнению с первым полугодием 1996 года.

Обобщая наши экономические показатели, отмечу, что увеличение произошло практически по всем основным направлениям. За 6 месяцев 1997 года отделами таможенного оформления Владивостокской таможни оформлено 6500 грузовых таможенных деклараций (110,1 процента к уровню 1996 года), пропущено через границу около 1500 морских судов, ввезено почти 23 тысячи импортных автомобилей (в 1996 году - 17 тысяч иномарок).

- С увеличением нагрузки на этапах таможенного оформления и контроля, очевидно, возникли проблемы по дальнейшему совершенствованию работы?

- Безусловно. Главные наши усилия сосредоточены на поиске резервов в экономической деятельности. Необходимо решение целого комплекса вопросов, касающихся совершенствования организации таможенного оформления и контроля в интересах участников ВЭД и работы складов временного хранения (СВХ) непосредственно в местах обработки автотранспортными средствами. Происходит естественный процесс приближения документального оформления к местам доставки и грузообработки товаров. С этой целью в начале июня на ул. Днепровской создан филиал отдела таможенного оформления, где практически организована работа по замкнутому циклу оформления товаров, ввозимых во Владивосток всем автомобильным и частично железнодорожным транспортом. На втором этапе планируем произвести перемещение отдела таможенного оформления с улицы Зейской во “Владивостокский торговый порт”, где полным ходом идет строительство новых помещений для таможни силами этого порта. Естественно, порт заинтересован в решении данного вопроса, ведь ускорение таможенного оформления будет содействовать увеличению грузообработки.

К сожалению, мы не всегда находим взаимопонимание с отдельными организациями, в частности Владивостокским отделением железной дороги, которое до сих пор не учредило ни одного СВХ на своих станциях. В итоге простаивают вагоны, страдают получатели товаров, усложняется таможенный контроль. Бывали случаи, когда криминальные лица пытались использовать эту ситуацию в своих интересах.

Мы усиливаем работу на всех этапах таможенного контроля. В частности, при определении таможенной стоимости товаров. В этом году в результате проверок и корректировки таможенной стоимости взыскано свыше 5 миллиардов рублей.

Дополнительным источником получения платежей является и усиление работы по взысканию штрафов (за полугодие взыскано штрафов с нарушителей таможенного законодательства на 28 миллиардов рублей).

Большие перспективы в части поступления платежей имеются на Чуркинском таможенном посту. По итогам полугодия его сотрудниками взыскана третья часть всех перечисленных в федеральный бюджет таможенных платежей.

Наиболее динамично в зоне деятельности поста развиваются связи владивостокских предприятий с Республикой Корея. Количество импортных грузов здесь по сравнению с прошлым годом увеличилось наполовину. Начиная с прошлого года пост на м. Чуркина работает по замкнутому циклу, самостоятельно осуществляя основные таможенные процедуры контроля и оформления, что несомненно выгодно участникам внешнеэкономической деятельности.

- Петр Иванович, согласно статистике в этом году таможней пропущено через границу более 55 тысяч граждан. Подавляющее большинство из них - представители малого бизнеса - не всегда готовы к очередным изменениям таможенных правил. Означает ли это, что таможня несет определенные потери платежей физическими лицами?

- С принятием 808-го постановления меньше стало “челноков”, но увеличилось число частных предпринимателей. В зоне деятельности таможни их сегодня уже более 450 человек.

В общем объеме внешнеэкономическая активность не только не снижается, а наоборот, растет. Увеличиваются платежи, особенно с физических лиц, при ввозе автомобилей. В первом полугодии начислено почти 190 миллиардов рублей при оформлении автомобилей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился в 3,5 раза. В части оформления автомашин в ближайшее время произойдут изменения.

Современный рынок диктует жесткие условия, и от участников внешнеэкономической деятельности требуется высокая квалификация. Время правового беспредела ушло в прошлое. Все меньше остается лазеек для тех, кто пытается нарушить таможенные правила. Такие действия заканчиваются плачевно. Ведь таможня окрепла, усовершенствовала технологии таможенного оформления и контроля. Достаточно квалифицированно работают оперативные подразделения. Вывод один - торговать цивилизованно, сведения заявлять достоверно, вносить платежи в полном объеме и своевременно.

Автор: Александр ГЛЕЗЕР, специально для “В”