Для экзотики у нас холодновато

Недавно прочел во «Владивостоке» заметку о том, что в городе уже в осенние дни была замечена миниатюрная птичка, чрезвычайно похожая на колибри. Боюсь, что, скорее всего, это были, как в детской игре, «обознатушки». И вот на чем основаны мои убеждения.

24 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2037 от 24 окт. 2006

Недавно прочел во «Владивостоке» заметку о том, что в городе уже в осенние дни была замечена миниатюрная птичка, чрезвычайно похожая на колибри. Боюсь, что, скорее всего, это были, как в детской игре, «обознатушки». И вот на чем основаны мои убеждения.

Несколько лет назад в разгар осени мне позвонила знакомая с известием: «Собственными глазами видела на цветах под Владивостоком колибри!». Я пытался убедить ее, что это были бабочки, напоминающие птичек, что таких «колибри» я сам замечал неоднократно и даже фотографировал, но напрасно. С тех пор каждый год, обычно в конце лета - осенью, пресса Владивостока, а затем и Хабаровска ярко рассказывает о залетевших на юг Дальнего Востока или завезенных к нам этих птичках-крошках.

Масла в информационный огонь о колибри подлил и рассказ, к сожалению, ныне покойного, замечательного писателя-краеведа Георгия Георгиевича Пермякова, вспомнившего, что подобных птичек ему довелось видеть в китайском городе Харбине, где он жил с 1927-го по 1945 год: «Крохотных птичек-шмелей учителя местной гимназии называли колибри. По-японски «хачи дори» - пчела-птица.

Различали много разновидностей: голубые, зеленые, светло-коричневые, с металлическим блеском. Питались они насекомыми и нектаром. Нектар пили, зависая над цветами. Так что, может быть, хабаровчане тоже видели именно этих птичек-шмелей».

Ведущий научный сотрудник лаборатории орнитологии БПИ ДВО АН РФ доктор биологических наук Виталий Нечаев категорически опроверг возможное появление пташки и в Приморье, и в Хабаровском крае, в том числе и версию, что птичку могли завезти. Колибри не может жить в неволе из-за специфического питания. Во всяком случае, наука такими фактами не располагает.

- Убежден, что все наблюдали не экзотическую птичку, а скорее всего, бабочку бражника, схожую по окраске с так называемым охристым колибри. Я сам как-то выезжал по телефонному звонку о появлении на цветочных клумбах Владивостока колибри и лишний раз убедился, что это были бражники, - сказал ученый. - Когда эти бабочки быстро машут крыльями, спутать их с колибри довольно просто, так как их размеры почти одинаковы. Но колибри обитает только в Южной и Северной Америке. Хотя науке известен случай, когда эту птичку, правда, мертвую, обнаружили на острове Ратманова в Беринговом проливе. Занесло ее, очевидно, сильным ветром из Северной Америки.

- Конечно, это не колибри, а одна из бабочек бражников - обыкновенный хоботник, или языкан (Macroglossum stellatarum), - подтвердил известный дальневосточный энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории энтомологии БПИ кандидат биологических наук Юрий Чистяков. - Если большинство из семейства бражников появляется только в сумерках, то хоботник облетает цветы в дневное время, ближе к вечеру. Высасывая из цветка нектар, он не садится на цветок, а зависает над ним в воздухе, погружая на лету длинный хоботок в бутон. Бражник с огромной скоростью машет крыльями, и их практически невозможно разглядеть. Зато бросаются в глаза черная кисточка на конце брюшка и длинный хоботок, принимаемые за птичьи, соответственно, хвостик и клювик. Размах крыльев бражника - от двух до 18 см. Они могут летать со скоростью до 54 км/ч, зависать в воздухе, высасывая при этом длинным хоботком нектар из цветов. Существует около 1200 видов бражника, из них на Дальнем Востоке - около 40 видов.

Есть и такая версия: за колибри любители природы могли принять и небольшую птичку - буробокую белоглазку из отряда воробьиных. Длина ее тела - 10 - 12 см (у колибри - 5,7 - 21,6 см), клювик тонкий и острый.

Автор: Евгений СУВОРОВ, специально для «В»