33 Егорки приморской адвокатуры
Внешне это мероприятие походило на школьный урок. Ну в крайнем случае - на лекцию небольшой группы студентов. Только вот вместо школьников на импровизированном уроке, где считали неведомых Егорок, присутствовали девять владивостокских адвокатов...
«Как на горке, на пригорке, жили 33 Егорки! Один Егорка, два Егорки, три Егорки, четыре Егорки, пять Егорок… Все, хватит! Вашего дыхания сегодня должно хватить на пять Егорок, запомните, на пять - не больше и не меньше… Это не означает того, что вы должны любой ценой насчитать большое количество Егорок. Вашего дыхания пока должно хватать ровно на пять Егорок, а затем вы будете добавлять по два Егорки в неделю, пока не дойдете до тридцати трех!».
Внешне это мероприятие походило на школьный урок. Ну в крайнем случае - на лекцию небольшой группы студентов. Только вот вместо школьников на импровизированном уроке, где считали неведомых Егорок, присутствовали девять владивостокских адвокатов. Всем им предстоит в ближайшие месяцы осваивать то, что, казалось бы, мало подходит для прямой юридической работы. Правильное дыхание, контроль над мимикой, сценическая речь и максимальная убедительность - это вам не ток-шоу и не «Час суда», это гораздо круче. Именно таким образом Адвокатская палата Приморского края (АППК) готовит своих сотрудников для работы в судебных заседаниях. Свои знания им передает один из сильнейших специалистов на Дальнем Востоке - доцент кафедры сценической речи Дальневосточной академии искусств Галина Бакшеева.
Элементарные слова на «горячем выдохе»
Из девяти добровольцев, повышающих сегодня свою речевую и риторическую квалификацию, только один мужчина. Остальные - представительницы прекрасной половины человечества, которые, видимо, по части профессионализма решили забрать пальму первенства у мужчин-защитников. Возраст адвокатов-учениц абсолютно разный - от едва послевузовского до предпенсионного, но все волнуются на занятии так, как будто каждая из них снова вернулась в школу. Оно и понятно: большинство пришло после работы, а здесь, как в самой настоящей школе, даже домашние задания есть. И как-то неудобно говорить, мол, извините, я не успела его сделать.
Каждое занятие начинается с прогона, казалось бы, элементарных слов: «априори», «конфиденциальный», «брутальный». Эти термины звучат с телеэкранов и газетных страниц ежедневно, но, увы, даже адвокаты, обладатели высшего юридического образования и хорошего опыта публичных выступлений, не всегда знают точное значение этих слов. Переспрашивают, уточняют, не всегда готовы с ходу придумать предложения с этими словами. «Кстати, объясняю еще раз для тех, кто по каким-то причинам не был на предыдущих занятиях, - Бакшеева берет небольшую паузу, - наш город называется Владивосток, а не Владивостоц, поэтому правильно нужно говорить «владивостокский!». Это у нее лирическое отступление. Как настоящий преподаватель, она достаточно терпелива, но в нужный момент готова прервать ненужную полемику с учениками. Когда одна из учениц замечает, что говорить «владивостоцкий» для нее привычнее и удобнее, Галина Федоровна тут же ставит ее на место: «Я человек упертый и достаточно нудный, поэтому, поверьте мне, я добьюсь того, что вы будете говорить правильно. Правильная речь - это вопрос навыка!». Адвокату, которая до этого принимала участие в сотнях судебных баталий, только и остается, что смиренно кивнуть головой, мол, виновата, исправлюсь.
Вообще слушать выступление Бакшеевой - это все равно, что попасть на маленькое, но очень талантливое, а главное, феерическое шоу одного актера. От банального анатомического рассказа о том, где расположены внутренние органы, отвечающие за подачу воздуха, зарождение и резонанс звука, она мгновенно переходит к целой серии пародий и звукоподражаний. «Нельзя вот так перегружать свои голосовые связки, - произносит Галина Федоровна низким, утробным и весьма неприятным голосом, - так говорит не человек, а какой-то чревовещатель!». Адвокаты начинают хохотать. И есть от чего: Бакшеева, произнося фразу о чревовещателях, настолько натуралистично воспроизвела голос одной моей знакомой дамы, что я на секунду даже подумал, что они лично встречаются едва ли не каждый день. Однако, судя по тому, как реагировали остальные, было понятно, что у каждой есть такая знакомая «чревовещательница», тембр голоса которой можно охарактеризовать как «придушенный бас». А тем временем Галина Федоровна уже начинает объяснять, что для длительной реплики вдыхать нужно носом, что гортань должна быть опущена как можно ниже, что воздух нужно набирать диафрагмой, а не верхушками легких - все это она делает легко, ненавязчиво, в лицах.
Проходит буквально минута - и вся аудитория, буквально загипнотизированная энергетикой преподавателя, учится незаметно делать дополнительный «добор» воздуха, не прерывая речи; осваивает, как можно говорить на «горячем воздухе» (на вдохе, который происходит с использованием уже сделанного выдоха), и привыкает к правильному сокращению диафрагмы.
Галина Бакшеева:
- Сегодня в речи множества людей, независимо от региона их проживания, можно насчитать невероятное количество ошибок. Но на Дальнем Востоке эта проблема еще острее - здесь люди говорят на странной смеси украинизмов, южного, северного и сибирского говоров! Вторая проблема - маленький лексический запас: людям не хватает слов, чтобы доступно выразить свою мысль. Добавьте сюда еще одну проблему - интонационную бедность, и вы увидите безрадостную картину. Интонационная бедность подразумевает одно - чтобы выразить свою мысль, человеку приходится прибегать к использованию большего количества слов. Я всегда говорю, что недопустимо для грамотного человека лениться в своей речи. Нельзя говорить «скоко» или «стоко» - надо говорить «сколько» и «столько». Пусть это звучит длиннее, но ведь именно такой вариант является правильным. Все это проистекает из системы образования, из школы. Поэтому я уже даже не удивляюсь, когда слышу от своих студентов, что в школе им рассказывали об Александре Блоке как о революционном поэте. Помилуйте, он же дворянин, один из самых грамотных людей своей эпохи - какой из него революционер? И пока Блока в школе будут называть революционным поэтом, в нашем обществе будут проблемы с грамотностью и речью!
Практикум вечной молодости
Опыт работы Галины Бакшеевой с юристами - не первый. Раньше, когда она жила в Питере, ее учениками были студенты-юристы, для которых был разработан специальный курс риторики. Однако, как показала практика, адвокаты будут ходить на курсы Бакшеевой не только ради навыков владения голосом. Отдельным пунктом занятий стали вибрационный и постукивающий массажи, навыками которого владеют все актеры. Оба вида массажа предназначены для того, чтобы привести в «боевую готовность» голосовые связки, гортань, глотку и мышцы лица. Процедура эта весьма полезна, к тому же приятна. А еще она не требует особого времени и усилий: четыре упражнения каждого вида актерского массажа занимают всего несколько минут.
«Вибрационный массаж, например, полезен и тем, что благодаря своему тонизирующему эффекту позволяет бороться с простудой на самой ранней стадии. Я уже несколько лет не пользуюсь никакими нафтизинами. И никакого насморка!» - после этой реплики преподавателя энтузиазм адвокатов в осваивании массажей возрос на порядок. Порадовало женщин и то, что оба вида разминки лица и голоса позволяют бороться с мимическими морщинами и старением кожи лица. После прочтения этих строк, я думаю, продавцы омолаживающей косметики могут начинать тихо плакать от бессилия.
Светлана Васенева, адвокат, стаж работы - 15 лет:
- Конечно, в юридическом институте этому не учат. Я сама потомственный адвокат и длительное время считала, что говорю всегда правильно. Как выяснилось, это не совсем так – у меня, как и у всех присутствующих, есть ошибки в речи. У Галины Федоровны есть чему поучиться, да и вообще мне нравится форма подачи материала и энергетика преподавателя. Я для себя определилась – буду ходить на занятия столько, сколько их будут проводить: узнавать то новое, что может быть полезно и применимо каждый день, всегда приятно.
Раиса Минцева, адвокат, стаж работы - 10 лет:
- Эти занятия полезны для меня даже не только потому, что на них с нами занимаются постановкой голоса, а еще и потому, что нас учат, КАК говорить, как интонационно выделять важные моменты. Очень надеюсь, что эта работа будет системной и что в нее будет включено максимально возможное число адвокатов.
Ольга Назарова, стажер адвоката, стаж работы - 1 год:
- Представьте, прошло всего несколько занятий, а я уже задумываюсь над тем, правильно ли я произношу то или иное слово, причем задумываюсь не только над смыслом, но и над интонацией. Сама себе я уже пообещала, что обязательно буду учиться и дальше: я хочу звучать очень убедительно, поскольку работа адвоката состоит в том, чтобы доказать суду свою правоту!
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»