Вулкан страстей

В Стране утренней свежести народное поверье и традиции гласят, что каждый кореец должен хотя бы раз в жизни побывать на склонах священной для них горы Пэктусан. Находится она на границе Северной Кореи и Китая.

20 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2036 от 20 окт. 2006

В Стране утренней свежести народное поверье и традиции гласят, что каждый кореец должен хотя бы раз в жизни побывать на склонах священной для них горы Пэктусан. Находится она на границе Северной Кореи и Китая.

Об этой вершине сложено на полуострове немало песен, поэм и легенд. К примеру, о том, что здесь находился штаб Ким Ир Сена, откуда «великий вождь корейского народа руководил партизанским движением при освобождении страны от японских оккупантов».

Но если для северян посещение организовано в пропагандистских целях и только для лучших последователей идей чучхе, то южане вынуждены это делать самостоятельно и за свой счет. Помощь им в этом оказывает российская компания «Беркут» в Хасанском районе. Жители Республики Корея на пароме из Сокчхо добираются до Зарубино, а оттуда автобусами едут в Китай. «В» рассказывал об этом в минувшем сентябре в заметке «А белый теплоход…».

Как для японцев Фудзияма, так для корейцев Пэктусан – хоть раз в жизни ты обязан здесь побывать

В опубликованном материале мы предположили, что Пэктусан является потухшим вулканом. Но на самом деле это не так, сообщили редакции газеты доктор геолого-минералогических наук член-корреспондент РАН, профессор Владимир Сахно (три раза посетивший вулкан) и главный научный сотрудник Дальневосточного геологического института ДВО РАН Игорь Тарарин. А в подтверждение прислали вырезку из статьи «Геохимия вулканических стекол вулкана Пэктусан», опубликованной в журнале «Доклады Академии наук» в 2005 году.

Владимир Сахно не понаслышке знает знает, что такое Пэктусан

«Вулкан Пэктусан высотой 2744 м является единственным действующим вулканом на восточной окраине Азиатского материка и представляет собой стратовулкан диаметром около 10 км, расположенный в центральной части огромного базальтового плато Чайбайшань. Конус вулкана сложен лавами и пирокластическими отложениями кремнекислых щелочных пород. Вершинная кальдера размером 4 х 6 км частично занята кратерным озером Тяньчи, сформировалась около 940 г. н. э. в результате катастрофического направленного взрыва, когда было выброшено 75 - 115 кубических километров тефры (обломки пемзы. - Прим. ред.) и газов. Последние вулканические события на Пэктусане произошли в 1702 г. и в 1898 г.

Формирование вулкана на основании абсолютного геохронологического датирования происходило на протяжении более 3 млн. лет. Причем отмечается определенная закономерность катастрофических извержений, особенно на протяжении последнего этапа жизни вулкана.

Изучение вулкана имеет большое научное значение как с позиции формирования щелочно-салических расплавов и их связи с более основными магмами, которые слагают огромное плато - щит вулкана, так и с целью выявления механизма извержений и их прогноза в будущем. Решение этой задачи в настоящее время является весьма актуальным, если учесть, что последнее извержение (более 1000 лет назад) было катастрофическим. Тефра и пеплы этого извержения были выброшены на большую высоту и достигли Японских островов, а огромное количество вулканических газов, сопровождавших это извержение, оказало огромное воздействие на окружающую среду».

…Конечно, из этого научного фрагмента не стоит делать скоропалительный вывод о том, что Пэктусан находится на стадии подготовки к очередному извержению и не далее, как в ближайшее время, на нас обрушатся с юго-запада в устрашающих объемах обломки пемзы, пепел и газы. Вполне вероятно, что вулкан будет «спать» еще сотни, а может быть, и тысячи лет. Но теоретически, в принципе, мы должны быть готовы к любому варианту развития сценария. Именно об этом, собственно говоря, писал «В» два дня назад, в номере за среду, 18 октября; и хотя там шла речь о готовности противостоять радиационному заражению, стоит подумать и о большем - насколько вообще готовы мы сегодня к действиям в условиях катаклизмов? Ведь прежде нам всегда внушали, что сейсмическая активность Приморью не грозит, а что касается вулканов, так это вообще какая-то далекая экзотика, связанная с Курилами и Камчаткой.

И, видимо, не стоит забывать самый короткий и емкий афоризм Козьмы Пруткова: «Бди!».

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»,фотографии предоставлены Дальневосточным геологическим институтом ДВО РАН