Пока пронесло?
Насколько опасны для нас, жителей Приморья и Дальнего Востока, подземные ядерные испытания, которые провела КНДР 9 октября? И что будет, если взрывы продолжатся? На эти вопросы мы попросили ответить профессора Владимира Сойфера.
Насколько опасны для нас, жителей Приморья и Дальнего Востока, подземные ядерные испытания, которые провела КНДР 9 октября? И что будет, если взрывы продолжатся? На эти вопросы мы попросили ответить профессора Владимира Сойфера.
Справка «В»
Владимир Николаевич СОЙФЕР, ведущий специалист в области радиоэкологии, доктор физико-математических наук, профессор, советник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН, заслуженный деятель науки РФ, сотрудник лаборатории ядерной океанологии ТОИ, которую создал и долгие годы возглавлял, автор десятков научных работ и монографий, действительный член Российской экологической академии. Ведет проекты в рамках федеральных целевых программ в области радиоактивности.
- Я, как специалист с полувековым опытом исследования радиоактивности в природе, могу с уверенностью сказать: никакой опасности для нас ядерный подземный взрыв в Северной Корее пока не представляет. Почему? Оценить возможные последствия таких испытаний могу, опираясь на многолетний опыт подобного рода исследований, которые вела наша лаборатория ядерной океанологии».
Как сообщил Владимир Николаевич, по заказу Минобороны СССР начиная с конца 70-х годов лаборатория ядерной радиоактивности вела контроль за ядерными испытаниями, достаточно активно проводившимися Китаем на территории внутренней Монголии. Зафиксировать следы взрывов можно было по тритию - радиоактивному изотопу водорода, который присутствовал в воде. На территории Дальнего Востока была создана сеть станций по отбору образцов аэрозолей и воды. Оказалось, что южная часть Приморья расположена так, что могла получать известную долю радиации, однако цифры не превышали предельно допустимых концентраций. Очевидно, китайцы старались выбирать для испытаний момент, когда атмосферные массы относили следы в Тихий океан, мимо СССР. Специалисты с помощью высокочувствительной техники фиксировали лишь следы радиоактивности. По наблюдениям ученых, последний термоядерный взрыв китайцы произвели 16 октября 1980 года, он был зафиксирован станциями слежения.
Проводили китайцы и подземные ядерные испытания, причем с выходом некоторой части трития как газа. И опять физики-океанологи находили лишь слабые следы радиоактивности. Хотя испытывалось оружие в десятки килотонн и даже мегатонное.
- Сейчас в КНДР, судя по данным, которые зафиксировали сейсмослужбы, речь идет о взрыве в пределах одной килотонны, - говорит Владимир Сойфер. - То есть даже при наличии выхода трития это очень малая добавка к естественной радиоактивности, и ее вряд ли уловят приборы МЧС и гидрометеоцентров.
Беда в том, что малопредсказуемый сосед на очередном этапе может произвести наземные взрывы - и что тогда?
Ученый-ядерщик профессор Сойфер убежден: корейцы вряд ли пойдут на то, чтобы производить наземные ядерные испытания. «Во-первых, потому, что они чреваты в первую очередь для самой Северной Кореи. Во-вторых, вряд ли они захотят создавать напряженность в отношениях с Россией - фактически единственной страной, которая поддерживает КНДР, находящуюся в режиме всеобщей политической изоляции. Наконец, вряд ли КНДР нарушит международные соглашения на запрет наземных ядерных испытаний. Но даже если предположить такой поворот событий, думаю, учесть метеоусловия нетрудно, что они и сделают… И тогда радиоактивное облако уйдет в океан».
Как убежден профессор Сойфер, есть еще один спасительный фактор: географическое положение. Расположение Приморья в зоне перехода между океаном и сушей и преобладающее движение воздушных масс с запада на восток обеспечат нам наиболее благоприятные условия, если возникнет угроза радиоактивности. Район этот хорошо промывается влажной атмосферой, что разбавляет радиацию до показателей естественного фона. Кстати, именно это подтвердила авария в Чажме в 1985 году: последствия оказались не такими катастрофическими и масштабными, как могли быть.
- Все это отнюдь не значит, что я оправдываю действия соседей. Я физик-ядерщик и знаю, что такое ядерное оружие…
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»