Лица приморской национальности
Во Владивостоке, всегда считавшемся чуть ли не образцом национальной терпимости, началось что-то неладное. Если судить по сообщениям информагентств, Приморье становится чуть ли не передним краем новой кавказской (или антикавказской) войны. Именно к таким выводам подталкивает информационный фон последних дней.
Во Владивостоке, всегда считавшемся чуть ли не образцом национальной терпимости, началось что-то неладное. Если судить по сообщениям информагентств, Приморье становится чуть ли не передним краем новой кавказской (или антикавказской) войны. Именно к таким выводам подталкивает информационный фон последних дней. Отголоски далекой Кондопоги? Реакция на резкое обострение отношений между Москвой и Тбилиси? Совпадение? А может быть, чья-нибудь многоходовая провокация?
О том, что происходит в городе, стране и мире, человек судит по так называемым отраженным источникам, прежде всего телепередачам и сообщениям других СМИ. Оно и понятно: собственными глазами всего не увидишь, а значит, факт становится полноценным событием только тогда, когда он «легализован» эфиром. Поэтому то, что происходит в информационном поле, никак не менее важно, чем то, что происходит в реальной жизни. А творятся в этом поле очень странные вещи…
В первых числах октября весь владивостокский Интернет обсуждал шокирующую историю с задержанием на набережной группы молодых уроженцев Дагестана, которые будто бы промышляли грабежами и избиениями «славянских» представителей Владивостока, в том числе и женщин. Популярный новостной сайт news.vl.ru даже опубликовал фотографию главаря по имени Камал и призвал всех свидетелей и пострадавших обращаться во Фрунзенское РУВД.
В эти же дни СМИ сообщили о другом вопиющем факте: что будто бы во Владивостоке на улице Стрельникова азербайджанец на «Ниссан-Террано» вылез на полосу встречного движения и, не стерпев сделанного ему замечания со стороны пассажира другой машины, попросту выстрелил ему в голову из «Осы» (бесствольный пистолет для самообороны, стреляющий резинометаллическими пулями). Мужчина скончался, убийца ждет суда.
Уже на этой неделе наши правоохранительные органы обратили пристальное внимание на грузин – естественно, в рамках «плановых проверок». Один из попавших под раздачу соплеменников Михаила Саакашвили незаконно торговал шинами на Выселковой, на чем и погорел, другой содержал рядом кафе. Само собой, что у него не оказалось нужных лицензий и санитарных заключений, в результате чего работа точки общепита приостановлена.
Наконец, во вторник на Русской пассажир одной из маршруток заплатил за проезд меньше восьми рублей, после чего водитель, недолго думая, выстрелил в него из газового пистолета. Тот вызвал милицию, водитель задержан, проводится разбирательство. Правда или нет, но говорят, что стрелок оказался грузином. Впрочем, даже если он чистокровный русский, сам характер подробностей, которыми снабжает эту историю народная молва, очень симптоматичен.
Ну и «контрольный выстрел»: 7 октября в эфир популярной столичной радиостанции «Эхо Москвы» вышла передача на тему, вполне адекватную духу исторического момента: «Жить в России с нерусской фамилией». Ее героями стали три знаменитости с соответствующими фамилиями: известный танцовщик Андрис Лиепа, психолог и писатель Владимир Шахиджанян и журналист Отар Кушанашвили. Последний изрек буквально следующее: «Я прилетел во Владивосток, там был концерт… В зале на сто человек - 98 абсолютно самовлюбленных китайцев, ведущих себя так, как я веду себя после третьей бутылки виски обычно на территории собственной квартиры. Весь Дальний Восток – это китайцы. Я не видел раскрепощенных, хорошо одетых русских людей. Там одни китайцы. Ни одной вывески нет ни на одном фронтоне ни одного здания на русском языке, все на китайском. Они чувствуют себя там хозяевами жизни. Но поскольку сейчас легитимно опубликовано, что грузины – враги, до китайцев дела нет, они пусть разворовывают все, что у нас есть». А вот что добавил Шахиджанян: «Я был во Владивостоке, и мне грузины жаловались, что их бьют. Их бьют. Китайцы. А там больше некому бить, конечно, китайцы».
Бред? Или москвичам со стороны виднее? Неважно. Если мы говорим о том, что происходит не на улицах, а в информационном пространстве и как следствие - в головах, то налицо настоящая война. Одни, близкие к власти, говорят о засилье кавказцев вообще и кавказской мафии в том числе и во Владивостоке. Другие, считающиеся либеральными диссидентами, утверждают, что все наоборот: грузин и представителей других кавказских этносов нещадно третируют. Причем во Владивостоке этим за неимением титульного населения занялись уже китайцы…
Сихотэ-Алинь, конечно, не Кавказ, но национальная тема и у нас очень болезненна, поэтому обсуждать ее нужно максимально осторожно. Действительно ли во Владивостоке увеличилось количество преступлений, совершаемых выходцами из других регионов бывшего СССР, и если да, то имеют ли эти инциденты национальную подоплеку? А может, процент таких правонарушений как был, так и остается невысоким, и все дело лишь в том, что каждый факт, подтверждающий надуманную тенденцию, теперь получает гарантированное освещение с нужных ракурсов? Или же в силу той же Кондопоги и обострения отношений между Россией и Грузией вся информация, имеющая хоть самое косвенное отношение к Кавказу, сейчас особенно востребована обществом? Наконец, может быть, из Москвы поступила негласная команда усилить контроль за деятельностью выходцев с Кавказа?
Как бы то ни было, повестка дня сменилась. Вместо атипичной пневмонии и птичьего гриппа, вместо борьбы с оборотнями в погонах и даже, не побоимся этого слова, реализации приоритетных национальных проектов появилась новая тема. Национальная. Обратившись к компетентным лицам, корреспонденты «В» попытались выяснить, что за всем этим кроется.
Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»