В 190 километрах от эпицентра
Без сомнения, уходящая неделя в мировой истории станет дальневосточной ядерной семидневкой. В эти дни мы стали еще на одну атомную бомбу ближе к войне. Северокорейские ядерные программы, о которых в последнее время так много говорили, перешли в новую фазу - реальные ядерные взрывы.
Без сомнения, уходящая неделя в мировой истории станет дальневосточной ядерной семидневкой. В эти дни мы стали еще на одну атомную бомбу ближе к войне. Северокорейские ядерные программы, о которых в последнее время так много говорили, перешли в новую фазу - реальные ядерные взрывы.
3 октября КНДР распространяла заявление по этому поводу. Цитаты из него мы приводили во вчерашнем номере «В». Сегодня - дословное воспроизведение документа МИДа Северной Кореи от 9 октября, которое мы получили в ответ на свой запрос из генерального консульства КНДР в городе Находке.
«В кипучем обстоятельстве, когда весь народ нашей страны добивается больших скачков в строительстве могучей процветающей державы социализма, 9 октября Чучхе 95 (2006) года в области научных исследований наши специалисты надежно и успешно провели подземные ядерные испытания.
Подтверждено, что в ходе проведения ядерных испытаний по научным и тщательным расчетам совершено не было никаких опасностей, вроде радиоактивных излучений.
Испытания проведены только собственными силами на основе стопроцентной нашей техники. Это же является историческим событием, вселяемым пробуждение и счастье в наш народ и армию, которые стремились к самооборонной мощи страны.
Нынешние проведения ядерных испытаний будут посвящены отстаиванию мира и стабильности на Корейском полуострове и окружающих территориях (Азиатско-Тихоокеанском регионе)».
О возможных последствиях этого действия КНДР наверняка еще долго будут спорить ученые, политики и военные стратеги. Но уже сейчас, в первую неделю после случившегося, очевидно, что нам, россиянам, живущим на Дальнем Востоке, преподнесли несколько горьких уроков.
Вспомним, как непросто в последние годы выстраивались взаимоотношения между Приморьем и провинциями КНДР - с преодолением атмосферы страхов и недоверия. Как устанавливались не только экономические, но и человеческие контакты, в том числе через детские и общественные организации. Вряд ли теперь разумный родитель из Приморья захочет отправить на отдых ребенка в корейский пионерский лагерь, помня о том, что тот расположен на берегу моря, где проводятся испытания ядерного оружия. Не рискнет сейчас и среднестатистический турист поправлять здесь здоровье или набираться впечатлений под давлением мысли о возможном радиационном дожде.
Даже по самым оптимистическим расчетам между Владивостоком и эпицентром ядерных взрывов не более 320 километров. Если разложить по территории Приморья, это расстояние от Владивостока до Черниговского района. Для ядерного облака, мы это хорошо помним по Чернобылю, это не преграда. Поэтому постоянная мысль о том, что мы живем в районе корейского ядерного полигона, также не прибавляет оптимизма. Вот он - первый горький урок, состоящий в том, что одним предсказуемым соседом у нас стало меньше. Это понимаем не только мы, но и японцы, и китайцы, которые выступили с наиболее резкими осуждениями произошедшего.
Второй урок преподнесли собственные федеральные политики. Оказалось, что заблаговременно Пхеньян и Москва обменялись информацией о готовящемся «мероприятии». Министр обороны России, если верить федеральным СМИ, оказался самым информированным в мире. Но где Москва с Ивановым, а где мы с Владивостоком? Куда-то вдруг исчезла отлаженная со времен «холодной войны» система предупреждения собственных граждан о возможной опасности? Помнится по детским воспоминаниям, как Советский Союз в разгар «холодной войны» публиковал на весь мир сообщения ТАСС о том, что проводятся испытания ракет, поэтому в определенный квадрат Мирового океана лучше не заходить: как бы чего не вышло. А здесь взрывают за 150 километров от границы, причем не свои, а чужие. Министр об этом знает, но вот предупредить двухмиллионное население Приморья как-то не считает нужным. Просчет? Вряд ли. В августе, когда в районе Находки после неудачных испытаний упала северокорейская же неисправная ракета, ситуация была точно такой же. В оборонном ведомстве молчали все. И не только в оборонном. Москва до сих пор так определенно и не отреагировала на тот инцидент. Если не брать во внимание беззубое заявление МИДа, на которое, как теперь выясняется, наши соседи чихать хотели.
Ну и третий, так сказать, местный урок. Десятками можно сосчитать представителей федеральных ведомств и органов всех ветвей власти, расположенных на территории Приморья и всего ДВФО. Но за эти дни никто не додумался сделать прямого обращения к жителям, успокоить, предостеречь, разъяснить. В подобных ситуациях даже президент США Франклин Рузвельт не гнушался проводить еженедельные радиобеседы с американцами, разъясняя суть самых непопулярных решений и сложных ситуаций.
Что нам до Америки? - спросит иной читатель. Действительно. Они свою позицию обозначили на днях ясно и однозначно. Возможен и не исключен превентивный удар. И это будет уже не подземный, почти контролируемый взрывчик, не Чажма и даже не Чернобыль. Но только кто из нас будет рассуждать об этом после такого превентивного удара по ядерным объектам, которые расположены от российской территории всего в 190 километрах? Время полета неверно выпущенной ракеты из района боевых действий до центра Владивостока будет исчисляться секундами…
Автор: Сергей БУЛАХ, «Владивосток»