Пхеньян взорвал бомбу «на счастье»

Северная Корея объявила в понедельник о проведении успешного испытания ядерного оружия. За два часа до взрыва Пхеньян предупредил о нем Москву. В результате именно министр обороны РФ Сергей Иванов владел наиболее точной информацией о характере произведенных испытаний и доложил о них Владимиру Путину.

12 окт. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2031 от 12 окт. 2006

Северная Корея объявила в понедельник о проведении успешного испытания ядерного оружия. За два часа до взрыва Пхеньян предупредил о нем Москву. В результате именно министр обороны РФ Сергей Иванов владел наиболее точной информацией о характере произведенных испытаний и доложил о них Владимиру Путину. Президент РФ и другие мировые лидеры испытания осудили, а Пхеньян назвал их «счастьем народа».

«Счастье военных и народа»

«Наше исследовательское подразделение безопасно и успешно произвело подземное ядерное испытание 9 октября, - говорилось в сообщении Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК). - Ядерное испытание стало историческим событием, которое принесло счастье нашим военным и народу. Ядерное испытание внесет вклад в поддержание мира и стабильности на Корейском полуострове и в прилегающем районе. Испытание было на сто процентов произведено на основе нашей мудрости и наших технологий».

Первый северокорейский ядерный взрыв был произведен на полигоне Хвадэри в 10 часов 35 минут 26 секунд по местному времени (05.35 по московскому). Он вызвал землетрясение силой 3,58 балла, зафиксированное в Южной Корее, Японии, США, Австралии и России. Как доложил президенту Владимиру Путину вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов, мощность подземного взрыва составила от 5 до 15 кт.

Время испытаний и мощность устройства были определены техническими средствами обнаружения ядерных взрывов 12-го Главного управления Минобороны. Об этом сообщил начальник управления генерал-лейтенант Владимир Верховцев. Впрочем, в том, что Москва смогла своевременно засечь северокорейский ядерный взрыв, важную роль, по сведениям «Ъ», сыграло то обстоятельство, что о планируемом времени проведения испытаний Пхеньян проинформировал Москву по дипломатическим каналам за два часа до взрыва. В этом источник «Ъ» в военном ведомстве увидел признак доверия. Напомним, что в июле этого года Пхеньян не стал предупреждать Москву об испытании своих баллистических ракет - они упали в российской экономической зоне, близ территориальных вод РФ. Пхеньян предупредил о нынешнем испытании и Китай, но сделал это всего за 20 минут до взрыва. Пекин практически сразу поставил об этом в известность США, Японию и Южную Корею.

Пока не поступало никакой информации о том, поделилась ли Москва заранее с кем-либо из зарубежных партнеров имевшимися у нее сведениями. Как сообщил «Ъ» источник в 12-м Главном управлении Минобороны, проведенный после испытаний специалистами управления анализ полученной техническими средствами обнаружения ядерных взрывов сейсмической информации подтвердил, что взрыв на самом деле был подземным ядерным (об этом свидетельствовали, в частности, характер и направление распространения взрывной волны).

По оценкам экспертов, КНДР использовала плутониевый заряд, в котором сфера из плутония-239 обжимается равномерным взрывом со всех сторон. Именно такая бомба была взорвана в США на первых в истории человечества ядерных испытаниях в 1945 году. Для взрыва достаточно иметь 5 кг плутония (такая масса по размеру примерно равна куриному желтку). В распоряжении же КНДР, по данным СМИ, имеется до 40 кг оружейного плутония. По мнению западных экспертов, взорванное в КНДР устройство невозможно установить ни на одну из имеющихся у Пхеньяна ракет - оно слишком велико, но его можно загрузить в бомбардировщик.

Северокорейские СМИ сообщили, что испытание было проведено с соблюдением всех мер безопасности и не привело к утечке радиоактивных материалов. Сразу после взрыва по приказу из Москвы с одного из военных аэродромов в Приморском крае были подняты два самолета-разведчика «Су-24МР». Оснащенные аппаратурой, фиксирующей изменение радиационного фона, они несколько часов барражировали над российскими территориальными водами в западной части Японского моря. Однако никаких изменений фона зафиксировано не было. Это позволило господину Иванову доложить президенту Путину о том, что «экологическая обстановка находится в норме, в том числе в Приморском крае».

Ближе к вечеру южнокорейские СМИ со ссылкой на южнокорейскую разведку сообщили, что КНДР готовится к новому ядерному испытанию. Как заявил глава разведслужбы Ким Сын Гю на слушаниях в одной из парламентских комиссий, в районе проведения ядерного испытания зафиксировано интенсивное движение военных автомобилей, которое может свидетельствовать о том, что есть вероятность повторного испытания.

«Пули и бомбы из человеческих тел»

Северокорейских ядерных испытаний в мире ждали уже давно, хотя многие не верили в то, что они произойдут так скоро. По данным американских СМИ, еще в конце лета ЦРУ отметило повышенную активность на полигоне Хвадэри в провинции Хамген-Пукто на северо-востоке КНДР. Правда, оставалась вероятность того, что вся эта активность - не более чем мистификация, потребовавшаяся Пхеньяну, чтобы вынудить Вашингтон согласиться на прямые двусторонние переговоры.

В сентябре британская Sunday Telegraph сообщила, что Ким Чен Ир якобы проинформировал Россию и Китай о том, что ядерные испытания состоятся в ближайшее время.

3 октября ЦТАК опубликовало заявление МИД КНДР, в котором говорилось, что в условиях угрозы ядерной войны со стороны США и попыток этой страны экономическими санкциями удушить КНДР Пхеньян не видит для себя иного выхода, кроме проведения ядерного испытания. В заявлении также говорилось, что КНДР, как ответственная страна - обладатель ядерного оружия, никогда не применит его первой и не передаст другим странам.

Реакция мирового сообщества на это заявление оказалась бурной. Официальный представитель США при ООН Джон Болтон сказал, что если у Северной Кореи будет атомная бомба, то у нее не будет будущего. Япония призвала СБ ООН немедленно принять к КНДР санкции. Китай, Южная Корея и Россия заявили, что выступают категорически против проведения Северной Кореей ядерных испытаний, но призвали все стороны, вовлеченные в процесс урегулирования ядерного кризиса на Корейском полуострове, к спокойствию.

В конце прошлой недели появились косвенные признаки того, что КНДР действительно собирается в ближайшее время провести испытания. В пятницу лидер КНДР Ким Чен Ир появился на публике после трехнедельного отсутствия. В последний раз он «пропадал» в мае-июне сего года, перед проведенными 4 июля, в День независимости США, ракетными стрельбами. И место его пятничного появления лишь укрепило подозрения в серьезности северокорейских заявлений о ядерном испытании: Ким Чен Ир встретился в Пхеньяне с военным командованием. Он поблагодарил командиров батальонов и политработников «за укрепление корейской народной армии как непобедимой революционной силы», а они поклялись отдать «в сражениях жизнь за уважаемого главнокомандующего товарища Ким Ир Сена» и стать «пулями и бомбами из человеческих тел».

Еще одним поводом считать, что КНДР готовится к чему-то серьезному, стали проблемы со связью у представительств иностранных информагентств в Пхеньяне. Последний раз такое наблюдалось как раз перед июльскими ракетными стрельбами и во время их проведения.

Ядерное испытание в Пхеньяне, очевидно, приурочено к девятой годовщине вступления Ким Чен Ира на пост главы Трудовой партии Кореи (отмечалась в воскресенье), а также к 61-й годовщине основания правящей партии и является своеобразным праздничным салютом, посвященным этим датам.

«Новая опасная эра»

Сообщение о первом ядерном испытании в КНДР шокировало весь мир. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, находившийся в это время с визитом в Сеуле, и президент США Джордж Буш 15 минут обсуждали происшедшее по телефону и договорились предпринять «решительные действия». «Мы вступаем в новую, опасную ядерную эру», - сказал господин Абэ, назвав северокорейские испытания «непростительными».

Президент Южной Кореи Но Му Хен заявил, что проведенный КНДР ядерный взрыв серьезно осложнит межкорейские отношения. Вчера же Сеул отменил отправку в КНДР очередной партии гуманитарной помощи и привел свои вооруженные силы в состояние повышенной боевой готовности.

«Решительный протест» по поводу взрыва Северной Корее заявил МИД КНР, отметив, что КНДР «проигнорировала выраженные мировым сообществом предупреждения и нагло провела ядерное испытание». Президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил: «Россия, безусловно, осуждает испытания, проведенные КНДР, и дело не только в самой Корее, дело в огромном ущербе, который нанесен процессу нераспространения оружия массового уничтожения в мире». Аналогичной была реакция на северокорейское испытание в НАТО, ЕС, Азии и Австралии.

Тем не менее маловероятно, что решение Ким Чен Ира о проведении ядерных испытаний принималось им самостоятельно. Не исключено, что Пхеньян консультировался с Пекином - в конце сентября южнокорейские СМИ сообщали о якобы имевшем место тайном визите корейского лидера в КНР. Впрочем, официально об этом визите не сообщалось. В последние недели не было информации и о каких-либо иных контактах КНДР с иностранными государствами - если не считать прибытия нового посла КНДР в Москву и появления замглавы северокорейского МИДа на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Судя по всему, Пхеньян не случайно решил провести ядерные испытания именно в ту неделю, когда на Совете Безопасности ООН будет обсуждаться иранская ядерная проблема. Открыв «второй фронт», КНДР может не опасаться решительной и быстрой реакции мирового сообщества. В Пхеньяне убеждены, что Вашингтон предпочтет дипломатическое решение проблемы и, возможно, даже пойдет на прямой контакт с КНДР, от чего раньше отказывался.

Автор: «Коммерсант»