Дареному коню в зубы не смотрят?
«В» продолжает следить, как развиваются события вокруг одной из старейших жительниц приморской столицы Марии Александровны Норкиной. Напомним, 100-летней старушке пообещали выделить жилье из маневренного фонда городской администрации...
«В» продолжает следить, как развиваются события вокруг одной из старейших жительниц приморской столицы Марии Александровны Норкиной. Напомним, 100-летней старушке пообещали выделить жилье из маневренного фонда городской администрации. После выхода очередного материала, посвященного этой теме, мы узнали, что договор социального найма на право проживания долгожительнице и ее дочери наконец был выдан. Однако текст договора, скорее, опечалил, чем обрадовал пожилых людей - мать и дочь.
Если вдуматься в смысл слова «гостинка», то здесь легко обнаруживается суть слова - гость, постоялец, временный жилец. Таким и оказался подтекст договора социального найма на право занимать жилую площадь в 12 квадратных метров по адресу: Липовая, 2, квартира 181. Жилье предназначено для временного проживания сроком на один год. Данная приписка черной пастой под основным текстом договора повергла обеих женщин в отчаяние.
- Что же получается, что мы с матерью переходим жить в гостинку только на один год? А потом нас выселят и все? - с отчаянием в голосе говорит Нина Александровна. - У меня руки опустились, и ремонт уже не в радость!
Сделать даже из «убитой» гостинки «конфеточку» - дело непростое и очень затратное. Краска, побелка, наклейка обоев - занятие не для престарелых дам. В помощницы к Нине подрядилась старая знакомая, но и она не может ускорить процесс. Вместе они успели только побелить потолок и покрасить окно. Впереди работы - непочатый край. Настоящая головная боль для пожилой женщины - изношенное состояние водопровода и канализации…
Взглянуть на долгожданный договор, а заодно разделить «счастье» новоселья пришли соседи по улице. Несколько дней назад они побывали на дне открытых дверей и были свидетелями, как глава администрации Первомайского района заявил во всеуслышание, что Мария Норкина наконец стала обладательницей прекрасной однокомнатной квартиры. Правда, о прелестях предоставленной «квартиры» соседи осведомлены лучше, чем чиновник, и знают, что за этим скрывается всего лишь гостинка. Кстати, по словам ведающих людей, условия жизни в этом доме немногим лучше, чем в знаменитых гостинках типа «хи-хи-ха-ха». Контингент жильцов на Липовой в большинстве своем состоит из таких же пьяниц и наркоманов.
Однако мать и дочь были рады и такому жилищу.
Пресловутая гостинка стала для них сродни заветной мечте о цивилизованной жизни на старости лет.
- Приписка «сроком на год» вызывает сомнения. Возможно, гостинка кому-то приглянулась, а за год может произойти многое. В частности, Мария Александровна может не пережить это время, много ли его осталось у 100-летней бабушки? - говорят соседи. У них сложилось мнение, что администрация и не очень-то хотела выделять жилье долгожительнице. Вероятно, кто-то имел неосторожность похвастаться громогласно, и это стало достоянием прессы. После отступать было уже некуда, слишком помпезно было заявлено. Говорят, в кулуарах администрации некоторые чиновники пребывали в неудовольствии от столь пристального внимания СМИ. Потому пришлось выделить обещанное, но с известной оговоркой…
- В управлении по учету и распределению жилья администрации Владивостока мне сказали, что договор найма придется переоформлять заново через 12 месяцев. Это значит, опять соберется комиссия и будет решать: продлевать нам договор или нет, - рассказывает дочь 100-летней бабушки.
- Жилье, предоставленное Марии Норкиной, - прокомментировали в отделе городского маневренного фонда администрации Владивостока, - является временным. Действительно, договор заключен на год. После этого срока его необходимо будет продлить.
В случае смерти Марии Александровны ее дочь Нина Александровна остается жить в гостинке до тех пор, пока ее прежний аварийный дом на Запорожской не отремонтируют. Или пока его не снесут, а Нине соответственно предоставят другое жилье.
Мечта о собственном жилье оказалась блефом - так считает Нина Александровна, а грандиозный праздник новоселья - с «душком». Она не строит иллюзий по поводу ее будущего в этой квартире, больше того, она уверена в обратном.
В то же время 100-летней бабушке трудно понять, что жилье временное и право занимать гостинку по большому счету завершится с ее смертью. Было бы жестоко разочаровывать пожилую женщину и сказать ей горькую правду. Она, как наивный ребенок, верит, что квартиру ей дали за погибшего в Великой Отечественной войне мужа, единственная память о котором - присланная военкоматом Ленинградской области фотография братской могилы, где упокоился супруг. Мария Александровна показывает карточку всем, кто приходит к ней в гости.
Кстати, жилье на улице Липовой выделено городом, в то время как вдова солдата стоит в очереди на получение жилья по федеральной программе. Еще недавно она была двенадцатой. Теперь, после получения временной гостинки, она оказалась уже тринадцатой. Эту информацию дочь получила на днях в районной администрации. При этом чиновники резонно заметили, что право на льготы есть только у Марии Александровны. Нина же, пусть даже она и дочь солдата, погибшего в ВОВ, никакого отношения к очереди на жилье не имеет…
Но так или иначе на зиму Нина Александровна с матерью планируют переселиться в гостинку, оставаться более в аварийной халупе нельзя. «Вот купила обои, правда, самые дешевые, но нам с матерью дорогих и не надо. Главное, чтобы было чисто, - говорит Нина Александровна. - Грандиозного праздника новоселья не будет, особого повода для радости, как видите, нет. Но я стараюсь все же верить в лучшее, ведь надежда умирает последней».
Автор: Виктория РЯБОВА, специально для «В», Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»