Госавтоинспекция берется за автошколы
Объявленная в стране борьба с высокой аварийностью не может обойти стороной систему подготовки водителей. Еще в ноябре прошлого года президент Путин заявил на заседании президиума Госсовета: «Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность: только деньги плати – и получай корочку…».
Объявленная в стране борьба с высокой аварийностью не может обойти стороной систему подготовки водителей. Еще в ноябре прошлого года президент Путин заявил на заседании президиума Госсовета: «Сегодня система получения прав фактически поставлена на массовый коммерческий поток. Аттестационные экзамены часто превращаются в пустую формальность: только деньги плати – и получай корочку…».
Вскоре после выступления президента была доработана и принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», о которой мы подробно рассказывали неделю назад. Она уже выполняется, и очевидно, что в ближайшем будущем автошколы ждут серьезные перемены, направленные на повышение уровня подготовки водителей.
Нет необходимости напоминать, что качество учебного процесса в автошколах прямо влияет на дорожную обстановку. Когда за руль автомобиля (тем более японского – зачастую мощного и прямо-таки провоцирующего на быструю езду) садится вчерашний ученик, стаж которого исчисляется всего несколькими часами по автодрому, до аварии - рукой подать. А иногда нет даже этих символических часов. Поэтому, например, по итогам прошедшей во Владивостоке в марте 2006 года краевой конференции «Состояние и пути повышения качества подготовки водителей автотранспортных средств в Приморском крае в свете поручений президента РФ» управлению ГИБДД Приморского края было рекомендовано «рассмотреть возможность в рамках существующего законодательства ужесточить прием экзаменов у граждан, сдающих экзамены экстерном». Более того: есть основания предполагать, что вскоре практика сдачи на права экстерном будет вообще упразднена. Начальник УГИБДД УВД края Юрий Оборин предлагает, кроме того, внедрять опыт наших южнокорейских соседей: в их автошколах человека готовят не к «тепличным», а реальным дорожным условиям, в том числе экстремальным.
Как сообщил корреспонденту «В» начальник межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО) ГИБДД УВД Приморского края полковник милиции Владимир Горбунов, внимание к деятельности автошкол усиливается уже сейчас. Заметим, что еще несколько лет назад госавтоинспекция, контролируя работу автошкол, могла применять различные рычаги вплоть до закрытия. С 2000 года ситуация изменилась: теперь «первую скрипку» здесь играет Лицензионная палата Приморского края. Представители ГИБДД лишь выдают предписания об устранении недостатков и при необходимости ставят вопрос о приостановлении или прекращении действия лицензии. Соответствующие решения принимаются на заседаниях межведомственной комиссии, в которую входят представители как Лицензионной палаты, так и ГИБДД.
Тем не менее сотрудники МРЭО в рамках своих полномочий ведут комплексную работу, направленную на повышение уровня автошкол. Так, одно из требований, предъявляемых сегодня к автошколам Владивостока (а их 23), касается наличия своего автодрома: без этого лицензию не выдадут и не продлят. Другое направление работы – контроль за тем, чтобы каждый учебный автомобиль прошел соответствующую сертификацию. Ведь в машины для учебной езды «врезаются» дополнительные педали, а подобное изменение конструкции, если оно произведено кустарно, может негативно повлиять на безопасность езды. Кроме того, все работающие в автошколах инструкторы должны обязательно пройти профессиональную переподготовку. Только тогда их деятельность будет, во-первых, эффективной, а во-вторых – безопасной.
- По данным за восемь месяцев 2006 года, в среднем во Владивостоке с первого раза успешно сдают экзамен 54 человека из 100, - рассказывает старший госинспектор экзаменационного отделения МРЭО майор милиции Максим Нетяговский. – Причем теорию успешно сдает 88 проц., а практическое вождение – только 63. На автошколы с низким процентом сдачи мы обращаем особое внимание. По результатам проведенных проверок у одной автошколы (Первореченский УПК) уже приостановлено действие лицензии. Хотел бы отметить, что в последнее время автошколы стали бороться за высокий процент. В частности, они вводят так называемые внутренние экзамены, только после успешной сдачи которых ученика допускают к настоящему экзамену – с участием сотрудника госавтоинспекции. Со своей стороны, мы обязательно продолжим работу по улучшению уровня подготовки водителей. Надеемся, что это положительно отразится на безопасности движения.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»