Россия вне России
Наверное, только два города в России, так четко ассоциирующиеся со словами «край земли». Владивосток и Калининград. К нам едут посмотреть, как живут русские в Азии. А в Калининград - увидеть, как живет Россия вне России…
Наверное, только два города в России, так четко ассоциирующиеся со словами «край земли». Владивосток и Калининград. К нам едут посмотреть, как живут русские в Азии. А в Калининград - увидеть, как живет Россия вне России… Анна Селезнева, наша землячка, побывала в далеком анклаве и поделилась впечатлениями с корреспондентом «В».
«Мы уже в Евросоюзе!»
- Калининградцы так часто шутят, - говорит Анна. - Смотаться на уик-энд в Польшу или Швецию для них не проблема, это скорее в порядке вещей. Вообще не обнаружила я там тех сложностей с проездом в Россию, о которых постоянно говорили по центральным телеканалам. У всех, с кем встречалась в Калининграде, Светлогорске, других городках области, есть и загранпаспорта, и шенгенская виза. И на авиабилеты у них скидки при предъявлении прописки. И кстати, в Россию просто так калининградцы не ездят. Только по делу. А если отдохнуть или в отпуск - в Европу.
Город поразил своей свежестью, зеленью и чистотой. Очень много фонтанов, парков, садов, причем везде - скамейки, чистые скамейки, обратите внимание. К деревьям там вообще очень бережное отношение, чтобы, как у нас, парки и набережные под топор пускали, такого нет. Частенько на дорогах встречаются деревья, аккуратно обнесенные заборчиком, обихоженные. А вот дороги там забавные - наполовину асфальт, наполовину старая, еще немецкой кладки, брусчатка.
Общая культура там, несомненно, выше. Нет такого, чтобы люди окурки на землю бросали. И пакеты грязные ветер по площадям и набережным не гоняет. За все время ни разу, простите, мата не слышала, хотя я такие вещи отслеживаю, у меня дочка маленькая, сколько раз во Владивостоке приходилось обгонять компании или замедлять шаг, потому что матерятся непрерывно… И в сторону дочку не приходилось отводить, потому что впереди кто-то идет и курит, как паровоз. Бомжей в центре города нет! Нету! Один был обнаружен - лежал на брусчатке, возле него была кучка книг, он читал!
Кстати, Калининград - единственный город, в котором я обнаружила киоски не только газетные, но и книжные. На каждой остановке!
Вообще, с недавних пор Калининград как бы нацелен на то, чтобы людям было в нем удобно. Для детей там множество аттракционов в каждом парке. Знаете, что особенно понравилось? Детские фонтанчики. Площадка с маленькими фонтанчиками, пускаешь туда малыша, до трусиков раздетого, - и он бегает под струйками воды, весело! Здесь много детской рекламы, магазинов (и в каждом супермаркете на любом этаже - детский уголок, в котором ребенок, пришедший с мамой, полчаса играет бесплатно) и, я это для себя отметила, очень много мам с колясками и беременных. Просто беби-бум какой-то!
Конечно, город стараются сделать чистым и красивым не только для своих. Число немецких туристов в Калининграде не поддается описанию. И детские экскурсии, и для школьников, и для стариков. Многие, кстати, тычут пальцами в старые дома: о, вот это принадлежало моей семье. Но никаких разговоров по поводу «верните собственность» нет, и калининградцев это не беспокоит.
Молодая древняя крепость
Несмотря на то, что Кенигсберг - древняя крепость, Калининград - город молодой. В войну он был практически разрушен, постарались и английская авиация, и наши войска. Кстати, после взятия Кенигсберга в городе творились ужасные вещи, о которых вслух стали говорить только сейчас: обозленные советские воины крушили все и вся, насиловали женщин… Между прочим, хотя официально Калининград стал нашим в 1946 году, до 1948-го там была настоящая блокада - выдавливали немцев, кто еще остался в городе, чтобы уезжали в Германию. А потом область и сам город насильно заселяли: снимали в Поволжье деревни и перевозили целиком в деревушку под Кенигсбергом. Домишки там аккуратные, немецкие, под крышами, чистенькие. А ненависть ко всему немецкому была так сильна, что люди эти, русские, строили себе барак, жили в нем всей деревней, а домишки разбирали на дрова… Вообще, советская власть активно помогала разрушать Кенигсберг. Например, Кафедральный собор, где находится могила Канта, до 70-х годов так и стоял наполовину разбомбленный.
А королевский замок, тоже изрядно потрепанный в войну, просто взяли и снесли. На его месте построили здание-монстр, что-то типа крайисполкома, но в это огромное и уродливое строение никто не заселился (сразу после сдачи в эксплуатацию оно пошло трещинами). Так и стоит никому не нужное, а под ним идут раскопки королевского замка. Говорят, этого монстра скоро снесут, а замок построят заново.
Несмотря на то, что по числу жителей Калининград поменьше Владивостока, впечатления маленького городка не создается. Построенный по классическим канонам Калининград расходится кругами от центра. Дома... Это вообще отдельная песня. Во-первых, новостройки. Их не просто много, а очень много (строительство здесь идет быстрее, чем даже в Москве). И они в большинстве своем красивые, разнообразные и не высотные, максимум шесть этажей. Если новостройки не в центре города, то сразу со всей инфраструктурой: детский сад, школа, магазины. А старые дома, которые отреставрированы, - маленькие коттеджики, с оградкой и лужайкой. Идешь по такой узкой тенистой улочке, и как будто не у нас в стране, а где-то в Германии. Советских времен дома - все в цветах, в плюще… Жилье строится с расчетом на то, что в ближайшее время город и область примут до 600 тысяч переселенцев из средней России. И туда едут, между прочим. Забота о людях - она заметна.
В городе множество заброшенных садов, причем, что поразительно, они не зарастают, а плодоносят. Яблони, груши, вишня, черешня… Бывает, жители окраин просто берут ведра и обходят эти сады, возвращаются с урожаем…
Вообще, калининградцы говорят, что город вернулся к жизни после того, как сюда губернатором был назначен Георгий Боос. И инвестиции пошли, и людям жить получше стало, и ЖКХ стали заниматься, и инфраструктурой. Показательный пример - недавно всем городом решали, какой памятник установить в центре города. Вариантов было много - и среди них «увековечить губернатора Бооса» был не последним.
Кстати, о памятниках. Умилили улица Павлика Морозова и памятник ему. Причем, заметьте, неизуродованный и неполоманный.
В форты крепости свободный доступ сделали только два года назад. До тех пор ее очищали от мин, снарядов, оставшихся с войны. И дня не проходило, чтобы что-то не находили. А сколько народу погибло там - подростки, диггеры, взрослые охотники за раритетами…
Окончание следует
Автор: Записала Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»Фото предоставлены Анной СЕЛЕЗНЕВОЙ